Нижний Новгород |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А43-25264/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2019.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 29.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.
при участии представителей
от истца: Лопаревой Ю.А. по доверенности от 28.05.2018 N 34/2018
от ответчика: Фигурняк К.Л. по доверенности от 11.01.2019 N 01-20/Д
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2018,
принятое судьей Андрюхиной Ю.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019,
принятое судьями Устиновой Н.В., Мальковой Д.Г., Наумовой Е.Н.,
по делу N А43-25264/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Специализированный застройщик "Автобан"
(ИНН: 5262057290, ОГРН: 1025203723170)
к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород"
в лице администрации города Нижний Новгород
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении
договора купли-продажи земельного участка
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Автобан" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижний Новгород (далее - Администрация) об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка в части определения выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:1171.
Исковое требование основано на статьях 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано несогласием Общества с выкупной стоимостью земельного участка.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.10.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019, удовлетворил иск: изложил спорные условия договора купли-продажи о цене земельного участка с кадастровым номером N 52:18:0070186:1171 в редакции, предложенной Обществом. Суды обеих инстанций исходили из того, что выкупная стоимость земельного участка должна определяться на дату подачи истцом заявления о выкупе (на 24.12.2014), то есть исходя из 2,5 процента кадастровой стоимости участка, установленных в решении Городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.07.2012 N 112 "Об установлении цены земли (далее - решение Думы от 12.07.2012 N 112).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Администрация указала, что вывод судов о необходимости исчисления продажи выкупной стоимости земельного участка в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости участка является необоснованным, поскольку с заявлением о выкупе спорного участка Общество обратилось 1310.2017, поэтому при определении выкупной цены необходимо применять подпункт 5.2 пункта 5 постановления Администрации от 02.03.2016 N 474 "Об установлении порядка определения цены земли" (далее - постановление Администрации от 02.03.2016 N 474), исходя из 30 процентов кадастровой стоимости участка.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель истца указал на несостоятельность аргументов заявителя и просил оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросил отменить оспоренные судебные акты и отказать в иске.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановление Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочных представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установили суды, Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, улица Нартова, дом 27а, мастерской РБУ, площадью 321,3 квадратного метра, литера Б, и здания склада, площадью 195,7 квадратного метра, литера А. Указанные объекты недвижимости приобретены Обществом по договорам купли-продажи высвобождаемого недвижимого имущества на аукционе от 16.07.2007. Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070186:5 по адресу: город Нижний Новгород, улица Медицинская, который с 2014 года находится в собственности Администрации.
Общество, начиная с 2008 года, предпринимало попытки приватизации земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов: до 2014 года в ТУ Росимущества по Нижегородской области и Министерства обороны Российской Федерации, а позднее в Администрацию.
24.12.2014, 28.04.2015, 02.09.2015 обращалось в Администрацию с заявлением о разделе земельного участка под объектами его недвижимости с кадастровым номером 52:18:0070186:5 и о предоставлении земельных участков в собственность.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 22.09.2016 по делу N А43-26030/2015 признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решений о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:5 и о представлении в собственность земельных участков, расположенных под принадлежащими Обществу на праве собственности объектами недвижимости, обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о разделе земельного участка и о предоставлении в собственность, в том числе, участка площадью 1865 квадратных метров.
Во исполнение названного решения суда Администрация издала постановление от 13.07.2017 N 3336 о предварительном согласовании предоставления Обществу в собственность земельного участка площадью 1865 квадратных метров и направила ему проект договор купли-продажи земельного участка N 0051-МС, в котором выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070186:1171, площадью 1865 квадратных метров определена в соответствии с постановлением Администрации от 02.03.2016 N 474 и составила 1 235 314 рублей 46 копеек (пункт 2.1 проекта договора).
Общество направило Администрации протокол разногласий от 29.03.2018, в котором просило установить цену в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости спорного участка.
Отклонение Администрацией протокола разногласий и недостижение сторонами соглашения об условиях заключаемого договора в части установления цены предмета сделки послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении настоящего дела судам необходимо было определить выкупную стоимость спорного земельного участка. Обязанность заключения договора купли-продажи сторонами не оспаривается.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Таким образом, существенным обстоятельством для определения выкупной цены земельного участка является установление момента обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Суды обеих инстанций, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что Общество, получив в собственность объекты недвижимости, начиная с 2008 года стало совершать последовательные действия, направленные на получение в собственность земельного участка, на котором расположены его объекты недвижимости, приобретенные из государственной собственности. Данное обстоятельство подтверждено заявлениями Общества в уполномоченные органы от 08.02.2008, 04.04.2011, 17.06.2011, 04.06.2012, 24.12.2014, 28.05.2015, 02.09.2015. Нахождение земельного участка в ведении Министерства обороны Российской Федерации, переход спорного участка в муниципальную собственность не позволили Обществу по независящим от него обстоятельствам приобрести участок в собственность до 01.07.2012, что не лишает его права на приобретение участка по льготной цене. Данные факты позволили судам сделать вывод о том, что, начиная 2008 года, волеизъявление истца являлось единым и направленным на приобретение земельного участка в собственность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-26030/2015 подтвержден факт обращения Общества с надлежащим заявлением о выкупе спорного земельного участка 24.12.2014.
Установленные обстоятельства свидетельствует о том, что положения постановления постановление Администрации от 02.03.2016 N 474 не применимы, поскольку оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 04.06.2015.
На дату обращения Общества в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность земельного участка (24.12.2014) выкупная стоимость устанавливалась на основании решения Думы от 12.07.2012 N 112, в пункте 1 которого предусмотрено, что цена при продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Нижний Новгород коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений, если эти здания были отчуждены из муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, установлена в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций правомерно урегулировали возникший преддоговорной спор и внесли изменения в условия договора, касающиеся цены спорного земельного участка, применив льготную цену.
Аргументы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного окружной суд не нашел оснований для отмены оспоренных судебных актов применительно к доводу, изложенному в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.03.2019 о приостановлении исполнения обжалованных судебных актов подлежит отмене в силу части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А43-25264/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, произведенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.03.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Таким образом, существенным обстоятельством для определения выкупной цены земельного участка является установление момента обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
...
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-26030/2015 подтвержден факт обращения Общества с надлежащим заявлением о выкупе спорного земельного участка 24.12.2014."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 апреля 2019 г. N Ф01-1418/19 по делу N А43-25264/2018