Нижний Новгород |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А43-24276/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от министерства социальной политики Нижегородской области:
Саулиной К.А. (доверенность от 07.11.2018 N 318-109Д),
от индивидуального предпринимателя Сорокиной Татьяны Николаевны:
Сорокина А.В. (доверенность от 04.05.2018 N 52 АА 3816020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2018,
принятое судьей Снегиревой И.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019,
принятое судьей Родиной Т.С., Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
по делу N А43-24276/2018
по иску министерства социальной политики Нижегородской области
(ИНН: 5260250234, ОГРН: 1095260003519)
к индивидуальному предпринимателю Сорокиной Татьяне Николаевне
(ИНН: 524603533147, ОГРНИП: 315524600000557)
о расторжении договора и взыскании 996 230 рублей 84 копеек
и установил:
министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Сорокиной Татьяне Николаевне (далее - Предприниматель) о расторжении договора о предоставлении субсидии от 12.02.2018 N 19 и о взыскании выплаченной субсидии в размере 996 230 рублей 84 копеек.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили статью 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг", Порядок предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807 (далее - Порядок N 807), Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2016 N 217 (далее - Порядок N 217), и сделали выводы, которые противоречат обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, Порядок N 807 в спорный период устанавливал в качестве условия предоставления субсидии соответствие предоставления социальных услуги в соответствии с порядком предоставления социальных услуг, утвержденным Правительством Нижегородской области. В частности, заявитель настаивает, что Предприниматель нарушил пункты 2.13.2, 4.3.1, 4.3.2 и 4.4 Порядка N 217. По его мнению, указанные нарушения являются основанием для взыскания с Предпринимателя средств выплаченной субсидии и расторжения договора от 12.02.2018 N 19. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобе и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Министерства без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, и это не противоречит материалам дела, Министерство (главный распорядитель) и Предприниматель (получатель) 12.02.2018 заключили договор N 19, предметом которого является предоставление получателю из областного бюджета в 2018 году субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг (пункт 1.1).
Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю как получателю средств областного бюджета, на цели, указанные в пункте 1.1 данного договора, в размере 996 230 рублей 84 копеек в 2018 году (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 4.1.7 договора в случае установления главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком N 807 и (или) данным договором, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком N 807 и (или) данным договором, недостоверных сведений, главный распорядитель вправе направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В случае получения от главного распорядителя требования, предусмотренного в пункте 4.1.7 договора, получатель обязан устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в требовании, и (или) возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в таком требовании (пункты 4.3.5, 4.3.6.1 и 4.3.6.2 договора).
Министерство надлежащим образом исполнило обязанность по предоставлению субсидии, перечислив на расчетный счет Предпринимателя 996 230 рублей 84 копейки (платежное поручение от 13.02.2018 N 1495).
Должностные лица контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области провели в Министерстве выездную проверку соблюдения условий, целей, порядка предоставления и целевого использования субсидий, выделенных на выплату компенсаций расходов поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания. Результаты данной проверки зафиксированы в акте от 30.03.2018.
В ходе проверки было установлено нарушение Предпринимателем положений Порядков N 217 и 807.
На акт от 30.03.2018 Министерство представило свои разногласия, которые были рассмотрены контрольно-ревизионным управлением министерства финансов Нижегородской области.
Министерство в письме от 09.04.2018 N 318-19-3995/18 потребовало от Предпринимателя возвратить полученные в качестве субсидии денежные средства.
Поскольку данное требование не исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьей 15 Конституции Российской Федерации, соглашением по субсидиям и компенсационным мерам от 15.04.1994, статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 30 Закона N 442-ФЗ, статьей 49 Закона Нижегородской области от 10.02.2005 N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2009 N 920, Порядками N 217 и 807, учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о недоказанности нецелевого характера использования средств предоставленной Предпринимателю субсидии и нарушения порядка ее предоставления.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Закона N 442-ФЗ и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12-П, согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных упомянутым кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Указанные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).
Правовые, организационные и экономические основы социального обслужива- ния граждан в Российской Федерации определены в Законе N 442-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 1).
Правовое регулирование указанной сферы осуществляется на основании Закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N 442-ФЗ).
В статье 30 Закона N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату (часть 4).
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8).
Порядок предоставления субсидий на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - субсидия) приведен в Порядке N 807. Как установили суды, в спорный период данный порядок действовал в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 11.07.2017 N 509.
Согласно пункту 1.5 Порядка N 807 субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - поставщики социальных услуг).
В пункте 2.3 Порядка N 807 в качестве одного из условий предоставления такой субсидии указано на то, что поставщик социальных услуг предоставил социальные услуги получателю социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, а также с порядком предоставления социальных услуг, утвержденным Правительством Нижегородской области.
Такой порядок предусмотрен в Порядке N 217.
Субсидия предоставляется на основании договора, заключенного на текущий финансовый год между Министерством и поставщиком социальных услуг, в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Нижегородской области (пункт 2.4 Порядка N 807).
Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договор, является согласие поставщика социальных услуг на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения поставщиком социальных услуг условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Порядком и договором (пункт 2.5 Порядка N 807).
В разделе 5 Порядка N 807 определен порядок осуществления контроля за использованием субсидии.
Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения поставщиком социальных услуг условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В случае выявления суммы субсидии, выплаченной поставщику социальных услуг в нарушение условий, установленных данным Порядком (отсутствие оснований для их выплаты, представление документов, содержащих недостоверные сведения, сокрытие данных и обстоятельств, влияющих на назначение субсидии, наличие арифметической ошибки в расчетах), Министерство в течение 5 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направляет поставщику социальных услуг требование о возврате выплаченной с нарушением условий суммы субсидии.
Выплаченная с нарушением условий, установленных этим Порядком, сумма субсидии подлежит возврату поставщиком социальных услуг в добровольном порядке в течение 30 календарных дней со дня получения требования о возврате путем перечисления на лицевой счет Министерства.
В случае невозврата средств в установленный срок взыскание средств осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истец не доказал нарушение Предпринимателем условий предоставления субсидии в спорный период, в том числе факт предоставления им документов, содержащих недостоверные сведения или сокрытия им данных и обстоятельств, влияющих на назначение субсидии, как это предусмотрено в пункте 5.2 Порядка N 807.
Довод заявителя о нарушении Предпринимателем пунктов 2.13.2, 4.3.1, 4.3.2 и 4.4 Порядка N 217 был предметом рассмотрения судов двух инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Отклоняя указанный аргумент, суды правомерно исходили из того, что вывод контролирующего органа о нарушении получателем субсидии пунктов 4.3.1 и 4.3.2, являющимся основанием для возврата субсидии, исключен им по результатам рассмотрения разногласий на акт от 30.03.2018. Более того, суды верно указали, что само Министерство рекомендовало Предпринимателю заключать с социальным работниками договоры подряда, а в договоры с получателями социальных услуг включать условие о возможности оказания таких услуг по договорам подряда.
Суды первой и апелляционной инстанций учли, что факт оказания социальных услуг сторонами не оспаривается; претензий и замечаний к качеству этих услуг у Министерства не имеется, жалоб от получателей данных услуг не поступало; услуги оказаны Предпринимателем до заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Относительно нарушения пункта 4.4 Порядка N 217 следует заметить, что данное нарушение не было указано контролирующим органом в качестве основания для возврата субсидии, и, более того, в представлении от 03.05.2018 министерство финансов Нижегородской области указывает на необходимость дополнительного рассмотрения вопроса о необходимости такого требования при предоставлении услуг в форме социального обслуживания на дому; само Министерство в заявлении о расторжении договора на данное обстоятельство не ссылалось.
Таким образом, отсутствие у Предпринимателя специально предназначенного помещения не является ни нарушением условий предоставления субсидий, ни существенным нарушением условий договора от 12.02.2018 N 19, в силу чего правовые основания для взыскания средств субсидии либо расторжения договора по этому основанию отсутствуют.
Иные доводы Министерства судом кассационной инстанции не принимаются во внимание, как не влияющие на законность принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019 по делу N А43-24276/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовые, организационные и экономические основы социального обслужива- ния граждан в Российской Федерации определены в Законе N 442-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 1).
Правовое регулирование указанной сферы осуществляется на основании Закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N 442-ФЗ).
В статье 30 Закона N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату (часть 4)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 мая 2019 г. N Ф01-1851/19 по делу N А43-24276/2018