Нижний Новгород |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А17-6695/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителей
от заявителя: Костина В.В. (доверенность от 21.03.2019 N 02-737),
от заинтересованного лица: Карнеевой П.В. (доверенность от 09.01.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.10.2018,
принятое судьей Романовой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу N А17-6695/2018
по заявлению Территориального Фонда обязательного медицинского страхования
Ивановской области (ИНН: 3729011567, ОГРН: 1033700055620)
о взыскании с акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед"
(ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440)
штрафа
и установил:
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявление о взыскании с акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" (далее - Общество, Страховая медицинская компания) 2 529 816 рублей 50 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.10.2018 заявленное требование удовлетворено частично: с Общества взыскано 252 981 рубль 65 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, неполно выяснили обстоятельства дела и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, у судов отсутствуют правовые основания для снижения суммы штрафа, поскольку ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательств. Факт наличия допущенных Страховой медицинской компанией нарушений подтвержден материалами дела, поэтому взыскание с нее штрафа, размер которого определен законом и соответствует условиям договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, является правомерным.
Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд и Общество (страховая медицинская организация) заключили договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 27.12.2013 N 1-05-2014 и дополнительные соглашения к договору.
Согласно пункту 6.3 договора страховая медицинская организация несет ответственность перед Фондом за невыполнение условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В силу пункта 11.2 приложения N 3 к договору за нарушение сроков проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленных в соответствии с порядком организации контроля, предусмотрен штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных Фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором установлены нарушения.
Согласно пункту 11.2 приложения N 3 (в редакции дополнительного соглашения от 12.05.2017 N 9) за нарушение сроков проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленных в соответствии с порядком организации контроля, невыполнения объемов медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и (или) экспертизы качества медицинской помощи предусмотрен штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных Фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором установлены нарушения.
За 2017 год Фонд перечислил Обществу на ведение дела средства в размере 25 298 165 рублей 51 копейки.
На основании приказа от 07.02.2018 N 22 Фонд провел внеплановую проверку Общества по вопросам организации и выполнения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в 2017 году, а именно: целевых медико-экономических экспертиз по случаям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 14 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок), целевых экспертиз качества медицинской помощи по случаям, предусмотренным подпунктами "в", "е" пункта 25 Порядка.
В ходе проверки выявлены нарушения при осуществлении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в части невыполнения объемов медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, установленных подпунктом "а" пункта 14 и подпунктом "е" пункта 25 Порядка. Указанные нарушения выявлены в каждом из 12 месяцев 2017 года.
По результатам проверки составлен акт от 01.03.2018, в котором Обществу предложено перечислить штраф в бюджет Фонда в размере 2 529 816 рублей 50 копеек.
В добровольном порядке требование об уплате штрафа Общество не исполнило, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 330, пунктом 1 статьи 333, статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1, частью 2 статьи 9, частями 7, 8 статьи 14, пунктом 12 части 7 статьи 34, пунктами 10, 13 части 2, частями 13, 14 статьи 38, частями 1, 2, 4, 9, 10, 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктами 14, 24, 25, 28 Порядка, Арбитражный суд Ивановской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Общества штрафа, однако снизил его размер до 252 981 рубля 65 копеек.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров (часть 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно Перечню санкций за нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Факт допущенных Обществом нарушений, выявленных в ходе проверки, и наличие оснований для начисления штрафа в размере 2 529 816 рублей 50 копеек судами установлен и подтвержден материалами дела.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для снижения суммы штрафа до 252 981 рубля 65 копеек.
Доказательств несоответствия определенной судом первой инстанции суммы штрафа характеру и тяжести допущенных Обществом нарушений, а также степени его вины и ущербу, причиненному в результате этих нарушений, Фонд не представил.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основе выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 по делу N А17-6695/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2019 г. N Ф01-1980/19 по делу N А17-6695/2018