Нижний Новгород |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А29-1903/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Шукюрова А.Т. (доверенность от 10.05.2018),
от заинтересованного лица: Смирнова С.А. (доверенность от 21.12.2018 N 01-11/1983),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного казенного учреждения Республики Коми "Коми реклама"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2018,
принятое судьей Тарасовым Д.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А29-1903/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта"
(ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
о признании незаконным решения государственного казенного учреждения Республики Коми "Коми реклама" (ИНН: 1101155740, ОГРН: 1171101000322),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация муниципального района "Печора",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения государственного казенного учреждения Республики Коми "Коми реклама" (далее - Учреждение) от 02.11.2017 N 929 об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района "Печора" (далее - Администрация).
Решением суда от 24.10.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению часть 5.1 и пункт 5 части 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Поскольку разрешение на установку рекламной конструкции выдано с нарушением требований, установленных часть 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, у Учреждения имелись правовые основания для аннулирования разрешения на основании пункта 5 части 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого конкурса (протокол от 05.04.2016) Администрация и Общество заключили договор от 13.04.2016 N 01-Д-1/2016 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Печора, улица Н. Островского, в районе отделенческой больницы (билборд).
В пункте 1.1 договора установлено, что точное место установки рекламной конструкции указывается на схеме, находящейся в отделе архитектуры и градостроительства Администрации.
Согласно пункту 1.2 договора срок его действия установлен с 01.05.2016 по 30.04.2021.
Администрация выдала Обществу разрешение от 30.05.2016 N 131 на установку и эксплуатацию щитовой рекламной конструкции (билборд), общая площадь информационного поля - 39,68 квадратного метра, количество сторон - 2.
Законом Республики Коми от 05.12.2016 N 123-РЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и органами государственной власти Республики Коми" (далее - Закон N 123-РЗ, вступил в силу 01.01.2017) ранее принадлежащие Администрации полномочия в сфере рекламы переданы Учреждению.
Учреждение приняло решение от 02.11.2017 N 929 об аннулировании выданного Обществу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 30.05.2016 N 131, сославшись на нарушение части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ. В решении указано, что при выдаче разрешения схема размещения рекламных конструкций МР "Печора", утвержденная решением Совета муниципального образования муниципального района "Печора" от 11.02.2014 N 5-23/330, не содержит карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технические характеристики рекламных конструкций. Открытый конкурс на право заключения договора проведен Администрацией в отношении рекламной конструкции, не указанной в схеме.
Общество оспорило решение Учреждения в судебном порядке.
Руководствуясь статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положениями Закона N 38-ФЗ, суд первой инстанции признал, что оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 449 Кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного кодекса.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулирует Закон N 38-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований данной статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В части 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлен перечень случаев, при которых органом местного самоуправления принимается решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При наличии иных, не предусмотренных частью 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ оснований, в силу части 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке, в том числе по заявлениям соответствующих органов.
В пункте 5 части 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что решение об аннулировании разрешения принимается в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 данной статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными.
В рассматриваемом случае Учреждение в качестве правового основания для аннулирования разрешения от 30.05.2016 N 131 указало часть 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Схема размещения рекламных конструкций муниципального района "Печора" утверждена решением Совета муниципального района "Печора" от 11.02.2014 N 5-23/330, опубликована (обнародована) в информационном вестнике Совета и Администрации N 3 (часть 2) от 20.02.2014.
С учетом указанной схемы Администрация в 2016 году провела торги (открытый конкурс) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Печора, улица Н. Островского, в районе отделенческой больницы (билборд). По итогам торгов с Обществом заключен договор от 13.04.2016 N 01-Д-1/2016 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдано соответствующее разрешение. В установленном порядке торги недействительными не признаны.
Следовательно, как верно указали суды, предусмотренное частью 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ условие о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на торгах в данном случае было соблюдено. Нарушение части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ не относится к числу оснований для аннулирования разрешения в административном порядке (часть 19 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что у Учреждения не имелось оснований для аннулирования разрешения на размещение рекламной конструкции в административном порядке, и удовлетворили заявление Общества.
Выводы судов основаны на материалах дела и им не противоречат. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по делу N А29-1903/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Коми "Коми реклама" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, материалами дела подтверждено, что Схема размещения рекламных конструкций муниципального района "Печора" утверждена решением Совета муниципального района "Печора" от 11.02.2014 N 5-23/330, опубликована (обнародована) в информационном вестнике Совета и Администрации N 3 (часть 2) от 20.02.2014.
С учетом указанной схемы Администрация в 2016 году провела торги (открытый конкурс) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Печора, улица Н. Островского, в районе отделенческой больницы (билборд). По итогам торгов с Обществом заключен договор от 13.04.2016 N 01-Д-1/2016 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдано соответствующее разрешение. В установленном порядке торги недействительными не признаны.
Следовательно, как верно указали суды, предусмотренное частью 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ условие о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на торгах в данном случае было соблюдено. Нарушение части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ не относится к числу оснований для аннулирования разрешения в административном порядке (часть 19 статьи 19 Закона N 38-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2019 г. N Ф01-1929/19 по делу N А29-1903/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1929/19
20.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1903/18
24.01.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10465/18
24.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1903/18