г. Нижний Новгород |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А17-12420/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Чиха А.Н.
при участии представителя от федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства": Ворониной Т.Н. (доверенность от 09.01.2024 N 6/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.09.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А17-12420/2022
по иску Федеральной службы охраны Российской Федерации (ОГРН: 1037739455049, ИНН: 7704055094)
к обществу с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" (ОГРН: 1093711001042, ИНН: 3711025287), к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (ОГРН: 1025003915441, ИНН: 5031035549),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Цветков Денис Дмитриевич, областное государственное казенное учреждение "Ивановское лесничество" (ОГРН: 1023701512889, ИНН: 3711004270), Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (ОГРН: 1073702001427, ИНН: 3702514210),
о взыскании ущерба в сумме 453 118 рублей 21 копейка, расходов на оплату услуг оценщика в сумме 3000 рублей
и установил:
Федеральная служба охраны Российской Федерации (далее - ФСО России, Служба) обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Ивановской области, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" (далее - ООО "Союз Автодор", Общество), федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение) о взыскании в солидарном порядке ущерба в сумме 453 118 рублей 21 копейка, расходов на оплату услуг оценщика в сумме 3000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Цветков Денис Дмитриевич, областное государственное казенное учреждение "Ивановское лесничество" (далее - ОГКУ "Ивановское лесничество") и Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.09.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023, исковые требования к Учреждению удовлетворены, иск к Обществу оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением и постановлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований к Учреждению отказать.
По мнению заявителя, материалами дела подтверждается, что место ДТП не определено, как и место произрастания дерева; в силу гражданских правоотношений (действовавших на дату 16.12.2021 государственного контракта) обязанность по возмещению вреда лежит на ООО "Союз Автодор".
Представитель истца в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, 16.12.2021 на 153 км + 300 м автодороги Р-132 "Золотое кольцо" между населенными пунктами село Бибирево и деревня Лесное Ивановского района Ивановской области произошло ДТП с участием принадлежащего Службе автомобиля Луидор 223900, государственный номер В036ВЕ37 под управлением Цветкова Д.Д.: наезд на падающее на дорогу дерево (ель), в результате которого автомобилю были причинены механические повреждения.
В определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 16.12.2021 зафиксировано, что избежать ДТП Цветков Д.Д. не мог, в его действиях нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации не установлено.
Для определения размера ущерба истец обратился за составлением экспертного заключения к специалисту общества с ограниченной ответственностью "БизнесОценка", который в заключении от 28.12.2021 N 502/12/2021 сделал вывод, что расчетная стоимость восстановительного ремонта автомобиля Луидор 223900 составляет 420 993 рубля.
В дальнейшем автомобиль был отремонтирован, в результате чего Служба понесла расходы на общую сумму 453 118 рублей 21 копейка (438 851 рубль 76 копеек (запасные части) + 368 рублей 51 копейка (ГСМ (охлаждающая жидкость)) + 13 897 рублей 94 копейки - материалы), что отражено в утвержденной Службой справке о стоимости запчастей и материалов от 05.12.2022 и подтверждено представленными контрактами, актами и первичными документами.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р за Учреждением на праве оперативного управления была закреплена автомобильная дорога федерального значения А-113 "Кострома-Иваново".
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 27.01.2011 N 26-р Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование был передан земельный участок 37:05:000000:281 под полосу отвода федеральной автомобильной дороги А-113 "Кострома-Иваново" на участке км 151+690 - км 155 +250.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.04.2016 N 644-р автомобильная дорога А-113 "Кострома-Иваново" была разделена, из нее был выделен участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-600 "Кострома-Иваново" км 114+910 - км 164+400.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 14.07.2020 N 2255-р дорога получила наименование Р-132 "Золотое кольцо" Ярославль - Кострома - Иваново - Владимир - Гусь-Хрустальный - Рязань - Михайлов - Тула - Калуга - Вязьма - Ржев - Тверь - Углич - Ярославль км 114+910 - км 164+400.
Полагая, что в результате ненадлежащего содержания автодороги, выразившегося в несовершении действий по вырубке либо опиловке дерева, произраставшего в придорожной полосе, Служба обратилась к Учреждению с требованием о возмещении ущерба которое письмом от 15.08.2022 было оставлено без удовлетворения по мотиву того, что в силу заключенного между Учреждением и Обществом государственного контракта от 30.05.2018 N 202 на Общество возложено обязательство по оказанию услуг по содержанию автомобильных дорог Р-600 Кострома - Иваново на участке км 42+060 - км 91+550; Р-600 Кострома - Иваново (А113 Кострома - Иваново Приволжск - Плес - Миловка - Усадьба Черневых (Усадьба Миловка) на участке км 0+000 - км 19+741.
Ссылаясь на факт заключения контракта на содержание автодороги Служба направила ООО "Союз Автодор" требование от 27.10.2022 о возмещении ущерба, которое было оставлено без удовлетворения.
Полагая, что ответчики совместно в нарушение положений законодательства и контракта не исполнили обязанность по обеспечению безаварийного функционирования дороги, в частности не приняли мер к заблаговременной вырубке или опиловке дерева, произраставшего в придорожной полосе автодороги, истец предъявил настоящий иск о взыскании с Общества и Учреждения в солидарном порядке ущерба в сумме 453 118 рублей 21 копейка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пунктам 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 28 Закона N 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Участок дороги, на котором произошло ДТП, проходит через лесной массив, что подтверждается представленным в дело Комитетом по лесному хозяйству кадастровым планом.
В силу части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарнозащитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В пункте 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, определено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Распоряжением Росавтодора от 08.11.2013 N 1816-р границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-113 "Кострома - Иваново" на участке км 151+690 - км 163+220 (Ивановский район Ивановской области) (прежнее наименование автодороги Р-132 "Золотое Кольцо") установлены в размере 100 метров.
Поскольку высота упавшего дерева превышала расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта (12,3 м), в соответствии с пунктом 8 Правил N 434 такое дерево в любом случае подлежало опиловке либо вырубке лицом, в оперативном управлении которого находился линейный объект - автодорога Р-132 "Золотое Кольцо". Однако доказательств совершения указанных действий в дело не представлено.
Вопреки доводам заявителя, факт ДТП на участке автодороги км 153+300 подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 16.12.2021, фотографиями, сделанными непосредственно после ДТП, а также свидетельскими показаниями инспектора ДПС ГИБДД Боровкова Р.А.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу, что факт причинения вреда в виде повреждения автомобиля в результате наезда на падающее дерево, произраставшее рядом с участком автодороги, истцом доказан.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений законодательства и устава Учреждения, суды обоснованно сочли, что Учреждение является лицом, на которого возложена обязанность по содержанию и поддержанию в надлежащем состоянии автомобильной дороги Р-132 "Золотое Кольцо".
Возражения Учреждения о том, что в силу заключенного государственного контракта от 30.05.2018 N 202 именно на Общество возложено обязательство по содержанию дороги подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По смыслу статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции, у Учреждения как лица, владеющего автомобильной дорогой на праве оперативного управления, имеется обязанность по своевременной опиловке и вырубке деревьев, произрастающих в полосе отвода и придорожной полосе и способных нарушить безопасное функционирование автодороги, причинить вред третьим лицам.
Действительно, согласно пункту 7.3.28 государственного контракта от 30.05.2018 N 202 ООО "Союз Автодор" обязалось, в том числе посредством своевременного принятия превентивных мер по устранению (ликвидации), исключить возможность попадания, вследствие падения, обвалов и т.п. с прилегающих территорий (придорожная полоса и т.п.) на территорию Объекта, включая полосу отвода, угрожающих безопасности дорожного движения объектов (опоры освещения, опоры линий связи, деревья, камни, рекламные щиты и т.п.).
Одновременно с этим, пунктом 13.7 государственного контракта предусмотрено, что исполнитель несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы). Исполнитель обязан возместить заказчику убытки, связанные с привлечением к административной ответственности заказчика, травмами или ущербом, нанесенным третьим лицам, возникший вследствие невыполнения и/или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по контракту или вследствие нарушения имущественных или интеллектуальных прав.
По буквальному смыслу данного условия лицом, ответственным за возмещение вреда, нанесенному третьему лицу, является заказчик - Учреждение. В любом случае, поскольку по смыслу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ деликтное правоотношение возникает между потерпевшим и причинителем вреда по конкретному факту причинения вреда, следовательно, существование между заказчиком и исполнителем договорных отношений по содержанию имущества не может изменить состав лиц, участвующих в деликтном правоотношении, в данном случае Учреждения и Службы, поскольку последняя не является участником отношений между Учреждением и Обществом (пункт 3 статьи 308 ГК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является Учреждение, бездействие которого послужило причиной причинения ущерба.
Размер ущерба заявителем жалобы не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.09.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А17-12420/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
...
По буквальному смыслу данного условия лицом, ответственным за возмещение вреда, нанесенному третьему лицу, является заказчик - Учреждение. В любом случае, поскольку по смыслу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ деликтное правоотношение возникает между потерпевшим и причинителем вреда по конкретному факту причинения вреда, следовательно, существование между заказчиком и исполнителем договорных отношений по содержанию имущества не может изменить состав лиц, участвующих в деликтном правоотношении, в данном случае Учреждения и Службы, поскольку последняя не является участником отношений между Учреждением и Обществом (пункт 3 статьи 308 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2024 г. N Ф01-9259/23 по делу N А17-12420/2022