г. Нижний Новгород |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А82-13878/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Стоматологический центр "Дантист" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А82-13878/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью Стоматологический центр "Дантист" (ИНН: 7604333598, ОГРН: 1177627034496)
к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (ИНН: 7707083893, ОГРН: 1027700132195)
о признании незаконным решения Банка от 14.07.2022 о прекращении льготного периода кредитования,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Стоматологический центр "Дантист" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - Банк) о признании незаконным решения Банка от 14.07.2022 о прекращении льготного периода кредитования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
Арбитражный суд Ярославской области решением от 15.07.2023, оставленным без изменения постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 отказал в удовлетворении иска.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых судебных актов, просит отменить их. Общество считает незаконным решение Банка о прекращении льготного периода кредитования, поскольку на момент подачи заявки на присоединение численность работников истца составляла 35 человек. Банк был уведомлен о численности сотрудников Общества и произвел расчет лимита кредитной линии исходя из численности 35 человек.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Банк в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы Общества, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
Определением от 12.02.2024 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Домрачевой Н.Н. на судью Башеву Н.Ю.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании заявки Общества от 02.11.2021 о присоединении к общим условиям кредитования Банк и Общество заключили кредитный договор от 03.12.2021 0017N9КВ79КRPQ0АQ0QW3F, в соответствии с которым Обществу открыта невозобновляемая кредитная линия с лимитом 5 500 000 рублей.
Кредитный договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности" (далее - Правила N 279).
В договор включены следующие понятия: период льготного кредитования - период, в котором заемщик уплачивает кредитору проценты за пользование кредитом в валюте кредита на следующих условиях: с даты первой выдачи кредита (не включая эту дату) по дату полного погашения кредита, указанную в пункте 6 договора (включительно), либо до даты прекращения периода льготного кредитования, в зависимости от того, какая дата наступит ранее, по фиксированной процентной ставке 3 процента годовых; дата прекращения периода льготного кредитования - первое календарное число месяца, в котором наступило, в том числе, не выполнение заемщиком условий Правил о том, что численность работников заемщика, размещаемая по итогам каждого отчетного периода в течение действия договора в информационном сервисе Федеральной налоговой службы в порядке, предусмотренном Правилами, должна составлять не менее 90 процентов от численности работников заемщика, примененной для определения максимального размера договора и указанной в заявлении, указанной в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на дату размещения в нем кредитором сведений о поступившей от заемщика заявки на заключение договора, и составляющей 42 работников заемщика, и в дальнейшем не подлежащей корректировке (уточнению).
Заявлением о присоединении предусмотрено, что о дате прекращения периода льготного кредитования кредитор доводит до сведения заемщика путем направления уведомления.
Льготная процентная ставка - процентная ставка, действующая в течение Периода льготного кредитования.
Стандартная процентная ставка - процентная ставка, действующая при прекращении периода льготного кредитования, начиная с первого календарного числа календарного месяца, в котором наступила дата прекращения периода льготного кредитования и до окончания срока действия договора.
Цель кредита: восстановление предпринимательской деятельности - расходы, связанные с осуществлением любой предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности.
В период льготного кредитования заемщик уплачивает кредитору проценты за пользование кредитом в валюте кредита по льготной процентной ставке в размере 3 процентов годовых.
При прекращении периода льготного кредитования заемщик уплачивает кредитору проценты за пользование кредитом в валюте кредита по стандартной процентной ставке в размере 15 процентов годовых.
При выдаче кредита на льготных условиях Банк исходил из численности работников истца - 42 человека, согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям по состоянию на 02.11.2021 (момент формирования заявки) за 2 квартал 2021.
Банк 14.07.2022 направил заемщику уведомление о прекращении с 01.01.2022 льготного периода кредитования и установлении стандартной ставки в размере 15 процентов годовых. Решение Банка основано на нарушении Обществом условий договора и снижении численности сотрудников в период действия договора (с 42 до 34).
Общество не согласилось с решением Банка о прекращении льготного периода кредитования, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами N 279, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Банка оснований для прекращения периода льготного кредитования по кредитному договору.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе, связанные с предоставлением кредита.
На основании пункта 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
Кредитование заемщика в рамках данного кредитного договора произведено в соответствии с Правилами N 279.
Правила N 279 устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности (пункт 1).
Пунктами 10.1, 24 Правил N 279 предусмотрено, что численность работников заемщика, указанная в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на дату размещения в нем получателем субсидии сведений о поступившей от заемщика заявке на заключение кредитного договора, используется как для расчета максимальной суммы кредита, так и для целей последующего мониторинга сохранения заемщиком численности своих сотрудников на определенном уровне.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 279 расчет максимальной суммы кредита по каждому кредитному договору осуществляется банком в обязательном порядке независимо от размера фактически выданного кредита. Необходимость выполнения банком расчета максимальной суммы кредита обусловлена тем, что в последующем, для целей контроля за соблюдением заемщиком Правил предоставления субсидий, применяется значение именно той численности сотрудников заемщика, которая использовалась в расчете максимальной суммы кредита.
Численность работников заемщика определяется получателем субсидии в соответствии с численностью, указанной в информационном сервисе Федеральной налоговой службы, указывается в кредитном договоре (соглашении) и в дальнейшем не подлежит корректировке (уточнению) (абзац второй пункта 24 Правил N 279).
В целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала цифровую платформу (далее - Платформа ФНС России) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн). Для кредитных организаций Платформа ФНС России предоставляет набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с Правилами N 279 (письмо ФНС России от 01.06.2022 N АБ-2-19/805@).
Как видно из материалов дела и установили суды, Общество 02.11.2021 обратилось в Банк с заявлением на получение кредита в размере 5 500 000 рублей. Заявка Общества заведена на Платформу ФНС России 02.11.2021.
Максимальный лимит кредитования на момент заведения заявки Банком составил 6 447 168 рублей и рассчитан Платформой ФНС России по формуле: 12792*42*12, где 12 792 - минимальный размер оплаты труда, 42 - численность работников заемщика по данным ФНС на дату размещения на Платформе ФНС России заявки на заключение кредитного договора, 12 - расчетный период.
Указанная заявка была одобрена Банком с максимальной суммой кредита - 5 500 000 рублей. Что соответствует условиям программы.
Стороны 03.12.2021 заключили договор, согласно которому заемщику предоставлен кредит в сумме 5 500 000 рублей.
В соответствии с положениями Порядка N 279 и кредитного договора одним из условий предоставления льготной процентной ставки является то, что численность работников заемщика, размещаемая по итогам каждого отчетного периода в информационном сервисе Федеральной налоговой службы, должна составлять не менее 90 процентов от численности работников заемщика, примененной для определения максимального размера кредитного договора (соглашения).
Суды установили, что согласно представленной в Пенсионный фонд Российской Федерации отчетности численность работников Общества за 2 квартал 2021 года составила 42 человека. Именно эти сведения были размещены и доступны на момент подачи Обществом заявки - 02.11.2021.
При этом, как верно отметили суды, при рассмотрении заявки на получение кредита Банк не проводит самостоятельный расчет численности работников заемщика, так как определяет ее автоматически, на основании данных, размещенных на Платформе ФНС России, и не имеет возможности корректировать эту численность.
Доказательств подтверждающих размещение на Платформе ФНС России иных сведений о численности работников заемщика на дату подачи заявки, Общество не представило.
Согласно пункту 4.3.2 Платформы ФНС России в случае, если заемщиков, чьи заявки были размещены в информационном сервисе ФНС России в период с 01.11.2021 по 19.11.2021, не устраивала численность, исходя из которой, был рассчитан кредитный лимит в информационном сервисе ФНС России, соответствующие заявки могли быть отозваны и вместо этого заведены новые.
В соответствии с пунктом 6 Платформы ФНС России обновление сведений о численности сотрудников заемщика по расчетам страховых взносов, принятом ФНС России не позднее 15-го числа месяца, в информационном сервисе ФНС России производится не позднее 25-го числа месяца, обновление сведений о численности сотрудников заемщика по расчетам страховых взносов, принятом после 15-го числа месяца производится не позднее 25-го числа следующего месяца.
Между тем, отчет о застрахованных лицах за 3 квартал 2021 года (сентябрь, октябрь 2021 года - 35 человек) Общество представило 20.10.2021, то есть после 15.10.2021, в связи с чем указанная информация подлежала размещению до 25.11.2021.
Согласно размещенным в сервисе ФНС России сведениям, в январе, феврале, марте 2022 года численность сотрудников Общества составляла 34 человека.
В силу Общих условий кредитования при кредитовании заемщика в рамках государственных программ заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. Соответственно, при заключении кредитного договора истец должен был руководствоваться положениями пунктов 10.1 и 24 Порядка N 279 о том, что для расчета максимальной суммы кредита и для целей последующего мониторинга сохранения заемщиком численности своих сотрудников используется лишь та численность, значение которой указано в информационной Платформе ФНС России.
Суды, верно указали на то, что при заключении кредитного договора Обществу было достоверно известно, какие данные о численности сотрудников размещены на Платформе ФНС России и использованы при определении максимальной суммы кредитования согласно пункту 24 Правил N 279, а именно - 42 человека.
При заключении договора Общество не заявило возражений против расчета максимальной суммы кредита.
С целью получения льготной процентной ставки по кредитному договору Общество приняло на себя обязательство поддерживать численность своих сотрудников на уровне не менее 90 процентов, а именно от значения 42 человека.
Пунктом 10(1) Правил N 279 установлено, что субсидия, получателю субсидии по кредитному договору (соглашению), заключенному в период с 01.11.2021 по 30.12.2021, предоставляется только при соблюдении, в том числе, следующего условия - численность работников заемщика, размещаемая по итогам каждого отчетного периода в течение действия кредитного договора (соглашения) в информационном сервисе ФНС России в порядке, предусмотренном пунктом 24 Правил, должна составлять не менее 90 процентов численности работников заемщика, примененной для определения максимального размера кредитного договора (соглашения) и указанной в кредитном договоре (соглашении).
Указание о снижении численности работников Общества на величину более 90 процентов доведено до сведения Банка путем размещения мониторинговых сведений на Платформе ФНС России и являлось обязательным для прекращения периода льготного кредитования по кредитному договору.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив невыполнение Обществом условия о сохранении численности работников, суды правомерно признали решение Банка о прекращении льготного периода кредитования законным и соответствующим Правилам N 279 и условиям кредитного договора.
Довод заявителя жалобы о том, что Банк одобрил заявку на сумму кредита в размере 5 500 000 рублей, которую самостоятельно рассчитал исходя из численности работников - 35 человек, признается судом округа несостоятельным, поскольку Банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, так как определяет ее автоматически, на основании данных размещенных на Платформе ФНС России.
Заявка на получение кредита поступила непосредственно от истца, который самостоятельно выбрал параметры кредитования, в том числе и желаемую сумму кредита.
Сумма выданного кредита определена исходя из заявленного истцом размера - 5 500 000 рублей (в пределах максимально возможной суммы кредитного лимита - 6 447 168 рублей) и подтверждена заемщиком путем подписания кредитного договора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А82-13878/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Стоматологический центр "Дантист" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, верно указали на то, что при заключении кредитного договора Обществу было достоверно известно, какие данные о численности сотрудников размещены на Платформе ФНС России и использованы при определении максимальной суммы кредитования согласно пункту 24 Правил N 279, а именно - 42 человека.
...
Пунктом 10(1) Правил N 279 установлено, что субсидия, получателю субсидии по кредитному договору (соглашению), заключенному в период с 01.11.2021 по 30.12.2021, предоставляется только при соблюдении, в том числе, следующего условия - численность работников заемщика, размещаемая по итогам каждого отчетного периода в течение действия кредитного договора (соглашения) в информационном сервисе ФНС России в порядке, предусмотренном пунктом 24 Правил, должна составлять не менее 90 процентов численности работников заемщика, примененной для определения максимального размера кредитного договора (соглашения) и указанной в кредитном договоре (соглашении)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 февраля 2024 г. N Ф01-9429/23 по делу N А82-13878/2022