г. Нижний Новгород |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А43-9998/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Павлова В.Ю., Чиха А.Н.,
при участии представителей от истца: Калинина О.Г. (доверенность от 27.01.2024), от ответчика: Денисовой Н.П. (по доверенности от 07.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А43-9998/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" (ОГРН: 1225200026105; ИНН: 5262387121)
к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Нижний Новгород" (ОГРН: 1055238038316; ИНН: 5260148520)
об обязании произвести перерасчет
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" (далее - Компания, Управляющая организация) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Нижний Новгород" об обязании: 1) использовать для расчета платы электроэнергии, потребляемой по договору N 7683000, заключённому сторонами, тариф, установленный пунктом 3 Приложения N 1 Решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25.11.2022 N 49/16 (далее - Решение РСТ N 49/16); 2) осуществить в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу перерасчет платы за электроэнергию, потребленную истцом по договору N 7683000, за период с ноября 2022 года и до даты вступления в силу решения суда по настоящему делу, используя тарифы, установленные пункте 3 Приложения N 1 Решения РСТ 55/1 (N 49/16 от 25.11.2022).
Иск предъявлен на основании статей 12, 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован несогласием Управляющей организации с тарифом, применяемым для расчета платы за электроэнергию, потребленную в подземной части домов.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 02.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023, отказал в иске.
Суды двух инстанций установили, что спорная автостоянка не входит в состав общего имущества многоквартирных домов N 9 и 9/1 на улице Тимирязева, поэтому оснований для применения пункта 3 Приложения N 1 Решения РСТ N 49/16 при расчете платы за электроэнергию не имеется. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен специальный тариф для расчета платы электроэнергии, потребляемой собственниками машино-мест. С учетом того, что указанные лица отнесены законом к категории "население", то к ним может применяться тариф, предусмотренный для категории "потребители, приравненные к населению", что ответчик и осуществляет.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить.
По мнению кассатора, тот факт, что машино-места не относятся к общему имуществу, не является основанием для применения более высокого тарифа для расчета потребленной электроэнергии. В подтверждение своей позиции Управляющая организация ссылается на судебную практику. Кроме того, заявитель считает, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов жалобы заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Представитель Управляющей организации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец является управляющей организацией многоквартирных домов N 9 и 9/1, расположенных по адресу город Нижний Новгород, улица Тимирязева.
Между сторонами заключен договор энергоснабжения N 7683000 от 01.01.2023, по условиям которого гарантирующий поставщик (ответчик) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю. Покупатель (истец) обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме и (или) в целях индивидуального потребления электрической энергии потребителями покупателя, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, определенных договором (пункты 1.1 - 1.2).
Согласно Приложению N 2 к договору объектом потребления электрической энергии является подземная автостоянка, расположенная по адресу улица Тимирязева, дома 9 и 9/1. Расчет цены потребленной электроэнергии по договору ответчик производит по тарифу, установленному пунктом 6.1.1 Приложения N 1 Решения РСТ N 49/16.
Пунктом 6.1.1 Приложения N 1 Решения РСТ N 49/16 установлено, что по тарифу 7,23 руб./кВт*ч. предоставляется электроэнергия для потребителей, приравненных к населению: исполнителей коммунальных услуг (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций), наймодателей (или уполномоченных ими лиц), предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования, за исключением: исполнителей коммунальных услуг (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций), приобретающих электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов; наймодателей (или уполномоченных ими лиц), предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда.
Управляющая организация посчитала, что для расчета платы за электроэнергию, израсходованную на содержание подземной автостоянки домов, должен применяться тариф, определённый пунктом 3 Приложения N 1 Решения РСТ N 49/16, а именно: тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными электроустановками, и приравненные к нему, в том числе для исполнителей коммунальных услуг (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций), приобретающих электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов (аналогичное положение содержится в Решение РСТ N 55/1 от 14.12.2021), и обратилась к Обществу с претензией от 31.01.2023, в которой просила использовать для расчетов по договору указанный тариф и произвести перерасчет с ноября 2022 года.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управляющей организации в арбитражный суд с соответствующим иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Решением РСТ Нижегородской области от 25.11.2022 N 49/16 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Нижегородской области.
Как следует из ответа РСТ Нижегородской области, полученного на запрос ответчика N ТНС - 4533/65 от 10.07.2023, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, а также Приказа ФАС России от 10.03.2022 N 196/22, которым утверждена форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на 2023 год, тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от категории потребителей, места их проживания, а также от степени благоустройства дома. При этом такие категории как подземные автостоянки, машино-места, нежилые помещения, используемые под подземную парковку в многоквартирных домах, не предусмотрены.
Согласно пунктам 1 - 4 и 6.1 Приложения 1 к тарифному решению следует, что по тарифам, установленным пунктами 1 - 4 оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителями коммунальных услуг для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, а также для содержания общего имущества многоквартирного дома. Электрическая энергия, приобретаемая исполнителями коммунальных услуг для коммунально-бытового потребления населения на иные нужды (в том числе, для использования в нежилых помещениях), оплачивается по тарифам, установленным пунктом 6.1 Приложения 1 к тарифному решению.
По мнению регулятора, основным фактором, определяющим применение тарифов на электрическую энергию в отношении автостоянок, является их правовой статус (отнесение их к нежилым помещениям или включение их в состав общего имущества многоквартирного дома).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места.
Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзацах 5, 6 пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О, при этом помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в пункте 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491) использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с подпунктами "а" и "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с абзацем 12 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нежилое помещение в многоквартирном доме - это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Понятие машино-места как объекта капитального строительства введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" путем дополнения статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации пунктом 29, в соответствии с которым машино-местом признается "предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке".
Жилищным законодательством устанавливается правовой режим машино-места как части нежилого помещения в многоквартирном доме, предназначенного для размещения транспортных средств, в целях урегулирования порядка поставки в это нежилое помещение коммунальных ресурсов.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации машино-место признается объектом жилищных прав в составе многоквартирного дома в случае, когда он является неотъемлемой конструктивной частью данного здания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 (далее - Постановление от 26.12.2016 N 1498) двенадцатый абзац пункта 2 Правил N 354 изложен в новой редакции, предусматривающей, что к нежилым помещениям в многоквартирном доме приравниваются части многоквартирного дома, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Таким образом, основным фактором, определяющим применение тарифов на электрическую энергию в отношении автостоянок, является их правовой статус (отнесение их к нежилым помещениям или включение их в состав общего имущества многоквартирного дома).
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что машино - местам на спорной автостоянке присвоены отдельные кадастровые номера; машино-места принадлежат отдельным собственникам и являются самостоятельными объектами недвижимости. Указанные лица располагают внутри подземной автостоянки иным, обособленным от других собственников помещений, общим имуществом (общие проходы и проезды в подземном паркинге, вентиляционные камеры, системы внутреннего освещения, электроснабжения, система автоматического оборудования "Въезда и выезда", ворота, шлагбаумы, видеонаблюдение и т.д.), предназначенными для обслуживания исключительно машино-мест как нежилых помещений. Доказательств, что спорная автостоянка построена за счет средств собственников помещений многоквартирных дома N 9 и N 9 корп. 1 по ул. Тимирязева и принадлежит им на праве общей долевой собственности истцом не представлено.
На основании чего суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку машино-места на подземной автостоянке принадлежат отдельным собственникам, данное имущество не может быть отнесено к общему имуществу указанных многоквартирных домов. Автостоянка относится к иным помещениям, имеющим самостоятельный характер по своему функциональному назначению (целевой характер - удовлетворение потребностей автовладельцев в парковочных местах), и состоит из нежилых помещений (машино-мест) и общего имущества собственников автостоянки.
Поскольку специальный тариф для расчета платы электроэнергии, потребляемой собственниками машино-мест, не предусмотрен, а указанные лица отнесены законом к категории "население", суды верно установили, что к ним может применяться тариф, предусмотренный для категории "потребители, приравненные к населению".
Оснований для иного вывода у суда округа, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами дела, не опровергают выводов судов, сделанных на основании установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, и не свидетельствуют о наличии в решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права.
Несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся судебных актов не является, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А43-9998/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Понятие машино-места как объекта капитального строительства введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" путем дополнения статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации пунктом 29, в соответствии с которым машино-местом признается "предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке".
...
В соответствии с частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации машино-место признается объектом жилищных прав в составе многоквартирного дома в случае, когда он является неотъемлемой конструктивной частью данного здания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 (далее - Постановление от 26.12.2016 N 1498) двенадцатый абзац пункта 2 Правил N 354 изложен в новой редакции, предусматривающей, что к нежилым помещениям в многоквартирном доме приравниваются части многоквартирного дома, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 февраля 2024 г. N Ф01-9397/23 по делу N А43-9998/2023