г. Нижний Новгород |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А29-3252/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Демченко Александра Федоровича на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А29-3252/2023
по иску индивидуального предпринимателя Демченко Александра Федоровича (ИНН: 110504266506, ОГРНИП: 304110531700062)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий по договору
и установил:
индивидуальный предприниматель Демченко Александр Федорович (далее - ИП Демченко А.Ф., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Общество, Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 11.01.2021 N 1581/РО-П/2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в том числе:
- пункт 12 договора изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом: п. п. 1, 2, 3 (приложение N 2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов";
- в приложении N 1 договора графу "Объем принимаемых ТКО за год" изложить исходя из годового объема ТКО по каждому объекту в размере 8,4 куб. м (0,7 куб. м х 12 месяцев);
- в приложении N 2 договора графу "Объем на период" изложить исходя из ежемесячного объема ТКО по каждому объекту в размере 0,7 куб. м".
Решением от 03.08.2023 Арбитражный суд Республики Коми урегулировал разногласия, возникшие у сторон при заключении договора, и удовлетворил иск частично.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оплата услуг Регионального оператора должна производиться в зависимости от фактического объема ТКО, находящегося в контейнерах. Региональный оператор имеет возможность вывозить ТКО именно тогда, когда они накапливаются в контейнерах, а не приезжать формально к пустым контейнерам ежедневно. Возложение на потребителя обязательства оплачивать не объем ТКО, как предусматривается законодательством, а количество приездов мусоровозов ответчика на контейнерные площадки истца, в том числе и тогда, когда контейнеры пусты, является неправомерным. Обращение истца с исковым заявлением в защиту своих прав не должно приводить к еще большему ухудшению его положения, как это следует из оспариваемых судебных актов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Ходатайство Общества о проведении судебного заседания 08.02.2024 путем использования систем видеоконференц-связи, поступившее в суд округа 02.02.2024, рассмотрено судом кассационной инстанции и отклонено на основании части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно подано с нарушением порядка и сроков, установленных в статьях 73, 153.1, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми.
Предприниматель является собственником нежилых помещений, расположенных в г. Печора Республики Коми по адресам: ул. Советская, д. 21 (магазин "Крепж" площадью 69,7 квадратного метра); ул. М. Булгаковой, д. 2И (магазин "Крепеж" площадью 893,2 квадратного метра); ул. Куратова, д. 3 (магазин "Крепеж" площадью 247,5 квадратного метра).
В соответствии постановлениями администрации муниципального района "Печора" от 21.06.2019 N 664, от 22.11.2019 N 1488, от 03.07.2019 N 729 в реестр мест (площадок) накопления ТКО по каждому магазину внесены сведения о наличии одного контейнера объемом 0,7 кубического метра.
При заключении договоров между истцом и ответчиком на оказание услуг по обращению с ТКО от 12.04.2019 N 2372/РО-П/2019 (в отношении магазина, расположенного по адресу: г. Печора, ул. Советская, д. 21, объем в год - 21,36 кубического метра) и от 06.05.2019 N 2929/РО-П/2019 (в отношении магазинов, расположенных по адресам: г. Печора, ул. М. Булгаковой, д. 2И, объем в год - 68,2542 кубического метра, и ул. Куратова, д. 3, объем в год - 2,89884 кубического метра) стороны первоначально определили объем и периодичность вывоза ТКО исходя из требований СанПин 42-128-4690-88.
Дополнительными соглашениями от 02.07.2019 и от 16.07.2019 к указанным договорам стороны изменили объем ТКО в год исходя из вывоза каждого контейнера 1 раз в месяц, что составило в отношении магазина по ул. Советская, д. 21 - 36,740 кубического метра в год, по ул. М. Булгаковой, д. 2И - 4,5 кубического метра в год и ул. Куратова, д. 3 - 4,5 кубического метра в год.
Региональный оператор в письме от 24.11.2020 N РО-20929/ис уведомил Предпринимателя о прекращении с 01.01.2021 действия ранее заключенных договоров и заключении договора от 11.01.2021 N 1581/РО-П/2021 на условиях учета объема ТКО исходя из нормативов накопления.
Предприниматель, не согласившись с условиями данного договора, направил ответчику протокол разногласий в части способа учета объема ТКО исходя из количества и объема принадлежащих истцу контейнеров.
В последующем Предприниматель настаивал на необходимости внесения изменений в договор в части способа учета объема ТКО исходя из количества и объема принадлежащих истцу контейнеров.
Региональный оператор письмом от 03.08.2021 N РО-11726/ис согласился вести учет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров истца, но произвел расчет ТКО, изменив периодичность вывоза ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Наличие у сторон разногласий в части порядка определения объема ТКО послужило основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Республики Коми урегулировал разногласия, удовлетворив иск частично. Суд определил планируемый объем и периодичность вывоза ТКО в соответствии с нормативно установленными в пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 требованиями.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 2 статьи 422 ГК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абзац второй пункта 2 статьи 445 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пунктах 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 25 Правил N 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, а также периодичность и время вывоза ТКО.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: плюс 5 °C и выше - не более одних суток; плюс 4 °C и ниже - не более трех суток.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды исследовали имеющиеся в деле доказательства и, учитывая наличие у Предпринимателя контейнера у каждого магазина, сделали правильный вывод о том, что расчет объема ТКО в пункте 12 договора и приложении N 1 подлежит определению исходя из количества и объема контейнера для складирования ТКО, равного 0,7 кубического метра.
Предложенная Предпринимателем периодичность вывоза ТКО - один раз в месяц не соответствует установленным требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
При таких обстоятельствах суды правомерно определили периодичность вывоза ТКО в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающего срок временного накопления отходов исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха.
Суды правомерно отметили, что уменьшение объема подлежащих вывозу ТКО в соответствии с выбранным истцом порядком расчета возможно только путем установки и включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО контейнеров меньшего объема.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части у суда округа не имеется.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, перечисленные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А29-3252/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Демченко Александра Федоровича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: плюс 5 °C и выше - не более одних суток; плюс 4 °C и ниже - не более трех суток.
...
Предложенная Предпринимателем периодичность вывоза ТКО - один раз в месяц не соответствует установленным требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
При таких обстоятельствах суды правомерно определили периодичность вывоза ТКО в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающего срок временного накопления отходов исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 февраля 2024 г. N Ф01-9442/23 по делу N А29-3252/2023