г. Нижний Новгород |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А39-6021/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.08.2023, принятое судьей Александровым С.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023, принятое судьями Гущиной А.М., Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В., по делу N А39-6021/2023
по заявлению Администрации г. Заречного Пензенской области (ИНН: 5838000015, ОГРН: 1025801500350)
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области, выразившегося в непринятии решения по заявлению от 21.02.2023 N 01-53-53/1551 о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Комитет по управлению имуществом г. Заречного Пензенской области, общество с ограниченной ответственностью "Ленкомтех",
и установил:
Администрация г. Заречного Пензенской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества), выразившегося в непринятии решения по заявлению от 21.02.2023 N 01-53-53/1551 о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 58:34:0010131:11 из федеральной собственности в муниципальную собственность. В качестве восстановительный меры Администрация просила суд обязать МТУ Росимущества в течение 1 месяца принять и направить решение о безвозмездной передаче названного участка, или об отказе в этом.
Заявленные требования основаны на статьях 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что МТУ Росимущества не рассмотрело заявление Администрации в установленный законом срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Комитет по управлению имуществом г. Заречного Пензенской области (далее - Комитет) и общество с ограниченной ответственностью "Ленкомтех" (далее - Общество).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 18.08.2023, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023, признал бездействие МТУ Росимущества незаконным. Суды отказали в применении восстановительной меры, поскольку на момент рассмотрения дела бездействие МТУ Росимущества прекращено путем принятия решения по заявлению Администрации от 21.02.2023.
МТУ Росимущества не согласилось с принятыми судебными актами, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить, отказав в удовлетворении требования Администрации. По мнению подателя жалобы, МТУ Росимущества не допустило незаконного бездействия, поскольку ответы на запросы, направленные единому институту развития в жилищной сфере и субъектам естественных монополий, не поступили в полном объеме. Кассатор настаивает, что решение может быть принято только после получения полной информации для его принятия и достоверного установления отсутствия оснований для отказа в безвозмездной передаче земельного участка, предусмотренных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу МТУ Росимущества - без удовлетворения.
Администрация, Росимущество и Общество отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
МТУ Росимущества и Комитет просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие их представителей; суд округа счел возможным удовлетворить данные ходатайства.
Администрация, Росимущество и Общество, извещенные надлежащим образом о времени, месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовии, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 58:34:0010131:11 площадью 34 158 квадратных метров (Пензенская область, городской округ закрытое административно-территориальное образование город Заречный, улица Индустриальная, земельный участок 74).
Администрация в соответствии со статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации 21.02.2023 обратилась в МТУ Росимущества с заявлением N 01-53-53/1551 о передаче названного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность.
МТУ Росимущества в письме от 30.03.2023 N 13-ИП/3489 сообщило Администрации, что после представления пакета документов, соответствующего требованиям законодательства, вернется к рассмотрению вопроса о передаче в муниципальную собственность земельного участка.
Посчитав бездействие МТУ Росимущества незаконным, нарушающим права и законные интересы в экономической сфере, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Арбитражный суд осуществляет проверку действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, нарушают ли такие действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения публичным органом оспариваемых действий (бездействия) возлагается на этот орган (статья 200 части 4, 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.30 (подпунктом 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 этой статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 названного кодекса лиц, в том числе в собственность поселений, муниципальных округов, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие участки расположены на территориях соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов.
Согласно статье 39.31 (пунктам 1, 5) Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с данной статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в этом.
В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, основанием для непринятия МТУ Росимущества решения по заявлению Администрации о безвозмездной передаче земельного участка Администрации явилось отсутствие полной информации об отсутствии потребности субъектов естественных монополий и единого института развития в жилищной сфере в спорном участке.
Суды правомерно признали не соответствующими требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки заинтересованного лица на предпринятые им действия по получению сведений о наличии (или отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанного земельного участка, направление запросов в субъекты естественных монополий. Пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации императивно устанавливает срок принятия решения - в течение одного месяца со дня поступления заявления.
Таким образом, бездействие МТУ Росимущества при рассмотрении заявления Администрации является незаконным. Аналогичный подход не признан Верховным Судом Российской Федерации неверным (определение от 06.07.2020 N 301-ЭС20-9535).
В данном случае нерассмотрение заявления Администрации в установленный законом срок, признанное незаконным, безусловно нарушает права и законные интересы лица, обратившегося к МТУ Росимущества с соответствующим требованием в заявлении и не получившим на него какого-либо ответа.
МТУ Росимущества в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало законность своего бездействия. Как установили суды, решение по заявлению от 21.02.2023 принято только 06.07.2023.
Арбитражный суд, установив, что оспоренное бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По приведенным мотивам суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.08.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А39-6021/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 39.31 (пунктам 1, 5) Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с данной статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
...
Суды правомерно признали не соответствующими требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки заинтересованного лица на предпринятые им действия по получению сведений о наличии (или отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанного земельного участка, направление запросов в субъекты естественных монополий. Пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации императивно устанавливает срок принятия решения - в течение одного месяца со дня поступления заявления.
Таким образом, бездействие МТУ Росимущества при рассмотрении заявления Администрации является незаконным. Аналогичный подход не признан Верховным Судом Российской Федерации неверным (определение от 06.07.2020 N 301-ЭС20-9535)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 февраля 2024 г. N Ф01-9503/23 по делу N А39-6021/2023