г. Нижний Новгород |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А28-4420/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Бердникова О.Е.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Художественный салон-магазин" на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А28-4420/2023
по иску акционерного общества "Куприт" (ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к обществу с ограниченной ответственностью "Художественный салон-магазин" (ИНН: 4348026566, ОГРН: 1034316559012)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - АО "Куприт", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Художественный салон-магазин" (далее - ООО "Художественный салон-магазин") о взыскании 33 878 рублей 41 копейки задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а также 7284 рублей 69 копеек пеней за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 07.04.2023.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.06.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Художественный салон-магазин" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, у потребителя отсутствует обязанность по оплате услуг Регионального оператора в спорной сумме. В приложении к договору стороны согласовали объем принимаемых Региональным оператором от потребителя ТКО, количество контейнеров. Истец неправомерно рассчитал сумму задолженности исходя из норматива накопления ТКО.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы заявителя.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Региональный оператор и ООО "Художественный салон-магазин" (потребитель) заключили договор от 01.01.2019 N 1275-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 1 которого Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019, в случае если право собственности на помещение возникло после 01.01.2019 - датой начала оказания услуг является дата возникновения права собственности или иного владения (пункт 4 договора).
На основании пункта 5 договора расчетным периодом является календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора. Информирование потребителя о едином тарифе на услугу осуществляется региональным оператором путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте регионального оператора. Потребитель оплачивает услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством. Расчет ежемесячной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". В случае изменения действующего законодательства, расчет платы за коммунальную услугу будет производиться в соответствии с законодательством, действующим в момент начисления. При этом внесение изменений в действующий договор не требуется.
В силу пункта 6 договора потребитель на основании полученного платежного документа (счета) обязан оплатить коммунальную услугу по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В пункте 15 договора стороны согласовали производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", согласно приложению N 1 к договору.
Согласно пункту 11 договора региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, определенных приложением к договору; обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; производить расчет платы за услуги; направлять в адрес потребителя счета, счета-фактуры, акты оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 13 договора потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"; производить оплату в порядке, размере и в сроки, определенные договором.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора (пункт 16 договора).
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 договора).
Договор действует с даты применения единого тарифа на услуги по обращению с ТКО, но не позднее, чем с 01.01.2019 и до 31.12.2019 (пункт 26 договора).
Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях. Договор заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункт 27 договора).
Согласно приложению N 1 к договору по объекту ООО "Художественный салон-магазин" (город Киров, улица Володарского, дом 99А): объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО составляет 6 куб. м/год; место накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, - город Киров, улица Володарского, дом 99А; способ учета объема ТКО - норматив накопления ТКО, установленный в соответствии с действующим законодательством РФ; количество контейнеров - 3 шт.; объем контейнера - 1,1 куб. м; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующим законодательством РФ; расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив, - 1 кв. м общей площади; показатель расчетной единицы - 194,1; норматив накопления ТКО - 1,00000 куб. м в год.
Истец направил ответчику проект дополнительного соглашения от 30.04.2020 к договору, согласно которому изменен суммарный объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО - 194,1 куб. м/год. Дополнительное соглашение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2020.
Дополнительное соглашение к договору потребитель не подписал.
В период с мая 2020 года по январь 2023 года Региональный оператор оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на общую сумму 47 266 рублей 18 копеек.
ООО "Художественный салон-магазин" оказанные услуги оплатило частично, в сумме 13 387 рублей 77 копеек.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг в полном объеме послужило основанием для обращения АО "Куприт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Кировской области удовлетворил иск и обязал ответчика оплатить оказанные услуги.
Второй арбитражный апелляционный согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В пункте 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт оказания Региональным оператором ответчику услуг по обращению с ТКО в спорном периоде судами установлен, подтвержден материалами дела и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Разногласия сторон касаются объема (массы) принятых ТКО по объекту.
Материалами дела подтверждается, что в приложении N 1 к договору стороны согласовали объем принимаемых Региональным оператором от потребителя ТКО - 6 кубических метров в год.
Дополнительным соглашением предполагалось внести в приложение N 1 распространяющиеся на отношения сторон с 01.05.2020 изменения, согласно которым объем принимаемых Региональным оператором ТКО составляет 194,1 кубического метра в год, однако потребитель дополнительное соглашение не подписал.
При этом судами установлено, что ООО "Художественный салон-магазин" в спорном периоде не имело собственных контейнеров для накопления ТКО; местом накопления ТКО являлась общая контейнерная площадка.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 отражен правовой подход, согласно которому нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Следовательно, в данном случае услуги должны оплачиваться потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу, исходя из нормативов накопления отходов, с учетом вида деятельности ответчика.
Проверив расчет стоимости оказанных услуг (с учетом сведений о характеристиках принадлежащего ответчику объекта образования ТКО, а также норматива, установленного распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10.12.2020 N 28) и признав данный расчет верным, суды правомерно взыскали с ответчика 33 878 рублей 41 копейки задолженности и соответствующие пени.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А28-4420/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Художественный салон-магазин" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Художественный салон-магазин".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
...
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 отражен правовой подход, согласно которому нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф01-9482/23 по делу N А28-4420/2023