г. Нижний Новгород |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А79-3140/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Домрачевой Н.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Павлуниной Людмилы Сергеевны на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.07.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А79-3140/2023
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
о привлечении арбитражного управляющего Павлуниной Людмилы Сергеевны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Павлуниной Людмилы Сергеевны (далее - Павлунина Л.С.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.07.2023 (резолютивная часть от 26.06.2023) заявление удовлетворено, Павлунина Л.С. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
Павлунина Л.С. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Павлунина Л.С. указывает, что суды не приняли во внимание ее доводы, не исследовали надлежащим образом представленные ею доказательства. Кроме того, по мнению заявителя, совершенное правонарушение является малозначительным. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.10.2018 по делу N А79-10733/2017 общество с ограниченной ответственностью "УК "ЖЭК 21" признано несостоятельным (банкротом); конкурсным управляющим ООО "УК "ЖЭК 21" утвержден Айнутдинов А.Р.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.10.2019 по делу N А79-10733/2017 полномочия конкурсного управляющего ООО "УК "ЖЭК 21" Айнутдинова А.Р. прекращены, конкурсным управляющим должника утверждена Павлунина Л.С.
По результатам изучения документов, касающихся деятельности конкурсного управляющего ООО "УК ЖЭК 21" Павлуниной Л.С., поступивших в Управление 20.12.2023 из прокуратуры города Новочебоксарска Чувашской Республики письмом от 15.12.2022, изучения сайтов Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), газеты "Коммерсантъ" и Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии ведущий специалист-эксперт отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления выявил нарушения Павлуниной Л.С. законодательства о несостоятельности (банкротстве) в ходе исполнения обязанностей арбитражного управляющего.
Усмотрев в действиях Павлуниной Л.С. наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 19.04.2023 N 00222123 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о наличии в действиях Павлуниной Л.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и привлек ее к административной ответственности в виде предупреждения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, предусмотрен в пункте 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка (абзац 11 пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ).
Арбитражному управляющему вменяется нарушение требований абзаца 11 пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ при составлении отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 01.03.2022 и 01.09.2022.
Суды сочли доказанным вмененное нарушение.
Суд округа, проверив правильность выводов судов нижестоящих инстанций, установил следующее.
Общие требования к составлению арбитражным управляющим отчетов арбитражного управляющего о своей деятельности, о результатах проведения конкурсного производства и об использовании денежных средств установлены Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила).
Согласно пункту 10 Общих правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные частью 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Общих правил отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерства юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде (далее - Типовые формы).
При этом Общие правила и типовые формы не содержат каких-либо указаний и требований о том, в какой именно форме и в составе какого раздела отчета подлежат отражению сведения о текущих платежах, подлежащие включению в отчет конкурсного управляющего в соответствии с абзацем 11 пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
Положения законодательства о банкротстве не содержат запрета на возможность включения конкурсным управляющим указанных в абзаце 11 пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ сведений о текущих платежах в отчет о своей деятельности и о результатах конкурсного производства не только в виде отдельного раздела (таблицы), но и путем отражения соответствующих сведений в различных разделах данного отчета, а также и в приложениях к нему при условии, что такая информация может быть установлена заинтересованными лицами из содержания отчета в целом.
Имеющиеся в деле отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 01.03.2022 и 01.09.2022 содержат указание на то, что сведения о сумме текущих обязательств должника представлены в приложении 1 к отчетам, реестры текущих обязательств к отчетам приложены.
Таким образом, в указанной части нарушений со стороны Павлуниной Л.С. не допущено. Судами ошибочно применены положения абзаца 11 пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
При таких обстоятельствах нарушение в части неотражения в отчетах конкурсного управляющего от 01.03.2022 и 01.09.2022 сведений о текущих обязательствах подлежит исключению из объективной стороны вмененного управляющему административного правонарушения.
Вместе с тем недоказанность наличия части нарушений не свидетельствует об отсутствии в действиях арбитражного управляющего события вмененного ему административного правонарушения в целом, поскольку иные допущенные арбитражным управляющим нарушения доказаны.
Так, типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства предусмотрено включение в отчет сведений о ходе реализации имущества должника.
В разделе "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках таких поступлений" отчета арбитражного управляющего от 01.09.2022 указаны сведения о поступлении денежных средств (20 100 рублей) от продажи транспортного средства.
Судами установлено, что арбитражный управляющий на торгах посредством публичного предложения 09.06.2022 реализовал транспортное средство ВАЗ 21041-40, заключил с победителем торгов договор купли-продажи от 15.06.2022 (сообщение в ЕФРСБ от 18.06.2021 N 6840393), однако не указал данную информацию в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" отчета арбитражного управляющего о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства от 01.09.2022.
Вопреки доводам арбитражного управляющего об указании данной информации в разделе "Сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и выполнении обязанностей" отчета конкурсного управляющего, отражение сведений о реализации арбитражным управляющим на торгах посредством публичного предложения транспортного средства ВАЗ 21041-40 не освобождает арбитражного управляющего от представления кредиторам информации о ходе реализации имущества должника в соответствующем разделе, предусмотренном типовой формой отчета.
Кроме того, в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений.
Согласно пункту 12 Общих правил отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать, в том числе, сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
Из буквального толкования положений статьи 143 Закона N 127-ФЗ и Общих правил следует, что соответствующие сведения предоставляются арбитражным управляющим по состоянию на определенную дату, отчеты конкурсного управляющего должны составляться нарастающим итогом за весь период с даты введения соответствующей процедуры по дату составления отчетов.
В отчетах о своей деятельности и об использовании денежных средств должника от 01.09.2022 выявлено расхождение сумм, поступивших на основной счет должника, и денежных средств, использованных в ходе конкурсного производства, а также отсутствие сведений о поступлении денежных средств от реализации транспортного средства в сумме 20 100 рублей.
При этом суды установили, что в последующем арбитражный управляющий исправил указанные несоответствия.
В пункте 11 Общих правил предусмотрено, что к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Типовая форма отчета конкурсного управляющего содержит обязательный раздел "Приложение", согласно которому к отчетам в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие сведения, указанные в отчетах арбитражного управляющего.
Однако, в отчетах арбитражного управляющего о своей деятельности, о результатах проведения конкурсного производства и об использовании денежных средств ООО "УК "ЖЭК 21" от 01.03.2022, 01.09.2022 отсутствует обязательный раздел "Приложение".
Согласно пункту 10 статьи 110 Закона N 127-ФЗ проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в ЕФРСБ без опубликования в официальном издании.
К размещенному в ЕФРСБ сообщению от 07.04.2021 N 6467538 не прикреплен проект договора купли-продажи.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 16, пункта 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ, Правилами ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, на конкурсного управляющего возложена обязанность по ведению реестра требований кредиторов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 N 234 утверждены Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 1.15 Методических рекомендаций в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.
Между тем в реестре требований кредиторов должника арбитражный управляющий в конце каждой страницы не указал дату составления реестра требований кредиторов и не подписал ее.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Павлунина Л.С. приняла все зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства либо о том, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено.
Довод заявителя жалобы о том, что заявление Управления подписано неуполномоченным лицом, поскольку к нему не приложен диплом о высшем юридическом образовании представителя, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суды не усмотрели.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Назначенное Павлуниной Л.С. административное наказание в виде предупреждения согласуется с целями его применения, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины по делам о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А79-3140/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Павлуниной Людмилы Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.15 Методических рекомендаций в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.
Между тем в реестре требований кредиторов должника арбитражный управляющий в конце каждой страницы не указал дату составления реестра требований кредиторов и не подписал ее.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
...
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 марта 2024 г. N Ф01-8930/23 по делу N А79-3140/2023