Нижний Новгород |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А79-11776/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Прытковой В.П.,
судей Белозеровой Ю.Б., Елисеевой Е.В.
при участии представителя
от Управления Федеральной налоговой службы
по Чувашской Республике:
Алексеенко М.Ю. по доверенности от 09.06.2023 N 33-17/36
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике
на определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.10.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023
по делу N А79-11776/2022
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике
о включении требований в реестр требований кредиторов
общества с ограниченной ответственностью "Секра Керамика"
(ИНН: 2124037960, ОГРН: 1132124001327)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Секра Керамика" (далее - Общество, должник) в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии обратилось Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление, уполномоченный орган) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в размере 214 406 рублей 77 копеек, из которых основной долг в размере 46 178 рублей 93 копейки, пени в размере 115 506 рублей 94 копеек, штраф в размере 52 720 рублей 90 копеек.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии определением от 11.10.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.1.2023, отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды двух инстанций не приняли во внимание неоднократное принятие уполномоченным органом решений о недостоверности сведений о юридическом лице в отношении Общества и предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Управление было лишено возможности реализовать свои права требования к должнику в силу того, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации задолженность Общества была признана безнадежной ко взысканию.
По мнению налогового органа, течение срока исковой давности приостанавливалось на периоды, когда должник находился в статьи ликвидации и спорная задолженность в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицировалась как безнадежная к взысканию.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Конкурсный управляющий должника Мерешкин Федор Николаевич в отзыве отклонил доводы Управления, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда округа проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Чувашской Республики -Чувашии решением от 18.08.2023 признал Общество несостоятельным (банкротом), ввел в отношении его имущества процедуру конкурсного производства, утвердил конкурсным управляющим Мерешкина Ф.Н.
Управление, сославшись на наличие у Общества задолженности по обязательным платежам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Отказав в удовлетворении заявления, суды двух инстанций исходили из того, что уполномоченный орган пропустил двухлетний срок на судебное взыскание долга и шестимесячный срок на принудительное исполнение ранее принятых налоговым органом решений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, заслушав представителя Управления, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не установил правовых оснований для их отмены.
Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена (пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016)).
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (части 6, 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 данного Кодекса. Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В части 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Согласно части 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве, оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (части 1 - 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве.
Непринятие налоговым органом таких мер влечет утрату им права на принудительное взыскание задолженности по обязательным платежам с налогоплательщика.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что задолженность Общества перед Управлением образовалась по следующим обязательным платежам: по налогу на добавленную стоимость в размере 46 178 рублей 93 копеек на основании представленных деклараций за третий и четвертый кварталы 2018 года, первый квартал 2019 года; по пеням в размере 115 506 рублей 94 копеек; по штрафу в размере 52 720 рублей 90 копеек, доначисленному на основании решения от 12.10.2018 N 1411 о привлечении к налоговой ответственности.
При этом исполнительные производства по решениям (постановлениям) уполномоченного органа в отношении взыскания налога на добавленную стоимость за третий квартал 2018 года окончены 31.05.2019, за четвертый квартал 2019 года - 31.05.2019 и 23.09.2019, за первый квартал 2019 года - 23.09.2019 и 23.10.2019, по решению от 12.10.2018 N 1411 - 31.05.2019, 21.11.2019. С заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника Управление обратилось в арбитражный суд 02.05.2023.
Установив, что решения (постановления) о взыскании налогов и штрафов в установленный Законом об исполнительном производстве шестимесячный срок повторно к принудительному исполнению предъявлены не были, суды пришли к верному выводу о том, что Управление утратило возможность принудительного исполнения указанных актов.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными (третий абзац пункта 11 Обзора от 20.12.2016).
Довод уполномоченного органа о том, что он не утратил право на принудительное взыскание задолженности, основан на неверном толковании норм материального права.
Срок на предъявление постановлений о взыскании налога за счет имущества должника для принудительного исполнения в Федеральную службу судебных приставов составляет шесть месяцев и истек более чем за три года до момента предъявления требований к должнику в рамках дела о банкротстве.
Суды обоснованно указали, что утрата возможности принудительного взыскания недоимки по налогу на добавленную стоимость влечет невозможность взыскания в судебном порядке пеней за просрочку уплаты налога ввиду пропуска установленного статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации двухлетнего срока для обращения в суд.
Положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не изменяют порядка течения и длительности срока давности для предъявления постановлений налогового органа для принудительного исполнения. Данная норма регулирует порядок и сроки признания задолженности безнадежной к взысканию.
Иной подход заявителя к толкованию положений Налогового кодекса Российской Федерации, Закона об исполнительном производстве и Закона о банкротстве, подлежащих применению в настоящем деле, не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с кассационными жалобами по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А79-11776/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.П. Прыткова |
Судьи |
Ю.Б. Белозерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными (третий абзац пункта 11 Обзора от 20.12.2016).
...
Суды обоснованно указали, что утрата возможности принудительного взыскания недоимки по налогу на добавленную стоимость влечет невозможность взыскания в судебном порядке пеней за просрочку уплаты налога ввиду пропуска установленного статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации двухлетнего срока для обращения в суд.
Положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не изменяют порядка течения и длительности срока давности для предъявления постановлений налогового органа для принудительного исполнения. Данная норма регулирует порядок и сроки признания задолженности безнадежной к взысканию.
Иной подход заявителя к толкованию положений Налогового кодекса Российской Федерации, Закона об исполнительном производстве и Закона о банкротстве, подлежащих применению в настоящем деле, не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 марта 2024 г. N Ф01-421/24 по делу N А79-11776/2022