Нижний Новгород |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А28-3011/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018,
принятое судьей Шмыриным С.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2019,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А28-3011/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
(ИНН: 7704307993, ОГРН: 1157746180305)
к государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о признании недействительным предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
и установил:
жилищно-эксплуатационное управление "Пермское" обособленного подразделения "Приволжское" общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции по Кировской области (далее - Инспекция) от 08.02.2018 N 27/18/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.01.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы указывает, что поставка ресурсов, предоставление услуг, потребление их гражданами, проживающими в многоквартирных домах 3 - 8, 10 - 12, расположенных по адресу: Кировская область, Оричевский район, поселок Мирный, улица Советской армии, в спорный период не отрицаются сторонами и подтверждаются материалами дела. Стоимость коммунальных ресурсов, когда тарифы не установлены, состоит из расходов ресурсоснабжающей организации, то есть фактически понесенных затрат. Общество указывает, что расчет платы по услугам за спорный период произведен исходя из экономически обоснованного расчета. Заявитель жалобы полагает, что величина оплаты за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение за период с апреля по июль 2017 года является доначисленной суммой, а не повышенной платой за поставленные коммунальные ресурсы.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв Инспекции на кассационную жалобу в суд не поступил.
Инспекция, Общество и Учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в Инспекцию 28.10.2018 поступило коллективное обращение граждан, проживающих в многоквартирных домах 3 - 8, 10 - 12, расположенных по адресу: Кировская область, Оричевский район, поселок Мирный, улица Советской армии, по вопросу правомерности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
Приказом заместителя начальника Инспекции от 11.12.2017 N 3087/17 в отношении Общества назначено проведение внеплановой документарной проверки в период с 15.01.2018 по 08.02.2018. В пункте 10 названного приказа установлены подлежащие представлению Обществом документы, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
Соответствующие документы и сведения представлены Обществом в письме от 15.12.2017.
Инспекция установила, что Общество осуществляло функции управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного с Минобороны России, управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05.
Дополнительным соглашением от 13.09.2017 N 35 к указанному договору названные многоквартирные дома исключены из объектов жилищного фонда, в отношении которых Общество осуществляет функции управления.
Минобороны России издало приказ от 02.03.2017 N 155 о создании Учреждения.
Учреждение (теплоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) подписали договор теплоснабжения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-23 с учетом протокола урегулирования разногласий.
Согласно пункту 5.1 названного договора стоимость тепловой энергии и (или) теплоносителя определяется на основании тарифов для населения, установленных уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по тарифам, утвержденным для населения, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 03-04-43-01-23 дата начала подачи тепловой энергии и (или) теплоносителя - 01.04.2017.
Учреждение (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и Общество (исполнитель) подписали договор горячего водоснабжения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-20 с учетом протоколов урегулирования разногласий.
Согласно пункту 3.1 договора N 03-04-43-01-20 стоимость поставленной по договору горячей воды рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством. Изменение тарифов и цен в период действия договора не требует его переоформления.
В силу пункта 2.1 договора N 03-04-43-01-20 дата начала подачи горячей воды - 01.04.2017.
Учреждение (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) подписали договор холодного водоснабжения и водоотведения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-18 с учетом протокола урегулирования разногласий.
Согласно пункту 3.1 договора N 03-04-43-02-18 стоимость поставленной по договору холодной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 03-04-43-02-18 дата начала подачи холодной воды и приема сточных вод - 01.04.2017.
Названные многоквартирные дома не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, приготовление горячей воды производится в центральном тепловом пункте.
Учреждение и Общество подписали дополнительное соглашение от 29.08.2017 N 1 на возмещение расходов за поставленный ресурс к договору теплоснабжения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-23.
Названным соглашением на периоды с 01.04.2017 по 03.07.2017 по поселку городского типа Мирный Кировской области и с 01.04.2017 по 12.06.2017 по городу Котельничу Кировской области (до момента установления тарифов теплоснабжения) предусмотрено определить общую стоимость поставленного ресурса: тепловую энергию в сумме 1 271 883 рублей 69 копеек. Объем поставленной тепловой энергии по поселок городского типа Мирный Кировской области за период с 01.04.2017 по 03.07.2017 составил 697,5133 Гкал.
Учреждение и Общество подписали дополнительное соглашение от 29.08.2017 N 1 на возмещение расходов за поставленный ресурс к договору горячего водоснабжения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-20.
Данным дополнительным соглашением на период с 01.04.2017 по 10.07.2017 (до момента установления тарифа на горячее водоснабжение) предусмотрено определить общую стоимость поставленного ресурса: горячей воды в сумме 652 869 рублей 98 копеек. Объем поставленной горячей воды при двухкомпонентном тарифе за период с 01.04.2017 по 10.07.2017 составил: "холодная вода" - 5110,99 кубического метра, "тепловая энергия на подогрев холодной воды" - 348,11 Гкал.
Учреждение и Общество подписали дополнительное соглашение от 29.08.2017 N 1 на возмещение расходов за поставленные ресурсы к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 03.04.2017 N 03-04-43-02-18.
Данным дополнительным соглашением на период с 01.04.2017 по 19.06.2017 (до момента установления тарифов холодного водоснабжения и водоотведения) предусмотрено определить общую стоимость поставленных ресурсов: холодной воды и услуги по приему сточных вод в сумме 262 595 рублей 69 копеек. За период с 01.04.2017 по 19.06.2017 объем поставленной холодной воды составил 4624,4 кубического метра, объем принятых сточных вод - 9082,78 кубического метра.
Общество направило собственникам (нанимателям) помещений в указанных многоквартирных домах платежные документы за август, сентябрь 2017 года, содержащие данные о перерасчете платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, произведенном на основании дополнительных соглашений к договору теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Инспекция, установив указанные обстоятельства, пришла к выводу, что перерасчет (доначисление) платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению собственникам (нанимателям) жилых помещений в спорных многоквартирных домах произведен Обществом в нарушение пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), пункта 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406). Инспекция признала неправомерным возмещение затрат Учреждению расходов за поставленные коммунальные ресурсы, сумма которых предъявленна Обществом собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах до момента установления тарифов.
Результаты проверки отражены в акте от 08.02.2018 N 27/48/18.
Инспекция выдала Обществу предписание 08.02.2018 N 27/18/19 обязательное для исполнения, в котором указала на необходимость в срок до 06.04.2018 произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению за август - сентябрь 2017 года собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирных домов (пункт 1); представить отчет о выполнении комплекса мероприятий, указанных в пункте 1 предписания, с приложением подтверждающих документов (в том числе выписок с лицевых счетов, платежных документов, в которых произведен перерасчет (возврат) денежных средств собственникам (нанимателям) жилых помещений, программных отчетов) по многоквартирным домам по адресам: Кировская область, Оричевский район, поселок городского типа Мирный, улица Советской Армии, дома 3 - 8 и 10 - 12.
Общество не согласилось с предписанием Инспекции и обратилось в Арбитражный суд Кировской области с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 20, 155, 157, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами N 1075, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
На основании пункта 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В пункте 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод, газа и электрической энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил N 354, определяется по формуле 1. Формула 1 учитывает объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2. Данная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4. Формула 4 учитывает количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; норматив потребления j-й коммунальной услуги; тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая учитывает объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении (при отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил); компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение); объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 37 Правил N 1075 решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Согласно статье 31 Федерального закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относятся холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод. Регулированию подлежат следующие тарифы: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу пункта 33 Правил N 406 решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Как следует из материалов дела, решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.07.2017 N 24/5-кс-2017 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для Учреждения" утвержден тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) для Мирнинского городского поселения Оричевского района Кировской области. Данные тарифы действуют с 11.07.2017 по 31.12.2020.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20.06.2017 N 21/4-кс-2017 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), транспортировку питьевой воды, транспортировку сточных вод, водоотведение для Учреждения" утвержден тариф для Мирнинского городского поселения Оричевского района Кировской области. Данные тарифы действуют с 20.06.2017 по 31.12.2020.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.07.2017 N 23/1-тэ-2017 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям Учреждения, и о долгосрочных параметрах регулирования" утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Учреждения. Данные тарифы действуют с 04.07.2017 по 31.12.2020.
Суды установили, что Общество направило собственникам (нанимателям) помещений в спорных многоквартирных домах платежные документы за август - сентябрь 2017 года, содержащие данные о перерасчете платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. В данных платежных документах Общество определило плату за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению на основании дополнительных соглашений от 29.08.2017 на возмещение затрат за поставленные ресурсы, заключенных между ресурсоснабжающей организацией (Учреждение) и управляющей организацией (Общество).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что указанные действия Общества не основаны положениях действующего законодательства, не соответствуют требованиям Правил N 354, Федеральных законов N 190-ФЗ и 416-ФЗ.
При таких обстоятельствах у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2019 по делу N А28-3011/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 31 Федерального закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относятся холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод. Регулированию подлежат следующие тарифы: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что указанные действия Общества не основаны положениях действующего законодательства, не соответствуют требованиям Правил N 354, Федеральных законов N 190-ФЗ и 416-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2019 г. N Ф01-1194/19 по делу N А28-3011/2018