г. Киров |
|
11 января 2019 г. |
Дело N А28-3011/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018 по делу N А28-3011/2018, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089, ИНН 4345049124)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
о признании недействительным предписания,
установил:
жилищно-эксплуатационное управление "Пермское" обособленного подразделения "Приволжское" общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - заявитель, ООО "ГУ ЖФ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции по Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 08.02.2018 N 27/18/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018 в
удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГУ ЖФ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворив требования заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе Общество настаивает, что оспариваемое предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.11.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.11.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.10.2018 в Инспекцию поступило коллективное обращение граждан, проживающих в многоквартирных домах N N 3-8, 10-12 по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Мирный, ул. Советской армии, по вопросу правомерности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (т.2 л.д.17-19).
Приказом заместителя начальника Инспекции от 11.12.2017 N 3087/17 в отношении ООО "ГУ ЖФ" назначено проведение внеплановой документарной проверки в период с 15.01.2018 по 08.02.2018 (т.2 л.д.15-22-28). В пункте 10 названного приказа установлен подлежащий представлению Обществом перечень документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий.
Соответствующие документы и сведения представлены заявителем письмом от 15.12.2017 (т.2 л.д.37).
На основании представленных документов Инспекция установила, что ООО "ГУ ЖФ" осуществляло функции управления многоквартирными домами на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05, заключенного с Минобороны России.
Дополнительным соглашением от 13.09.2017 N 35 к указанному договору названные выше многоквартирные дома исключены из объектов жилищного фонда, в отношении которых Общество осуществляет функции управления.
02.03.2017 Минобороны России издан приказ N 155 о создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
03.04.2017 между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (теплоснабжающая организация) и ООО "ГУ ЖФ" (исполнитель) подписан договор теплоснабжения N 03-04-43-01-23 с учетом протокола урегулирования разногласий (т.1 л.д.32-57).
Согласно пункту 5.1 названного договора стоимость тепловой энергии и (или) теплоносителя определяется на основании тарифов для населения, установленных уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по тарифам, утвержденным для населения, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 03.04.2017 N 03-04-43-01-23 дата начала подачи тепловой энергии и (или) теплоносителя 01.04.2017.
03.04.2017 между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ООО "ГУ ЖФ" (исполнитель) подписан договор горячего водоснабжения N 03-04-43-01-20 с учетом протоколов урегулирования разногласий (т.1 л.д.59-79).
Согласно пункту 3.1 договора от 03.04.2017 N 03-04-43-01-20 стоимость поставленной по договору горячей воды рассчитывается по тарифам установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством. Изменение тарифов и цен в период действия договора не требует его переоформления.
В соответствии с пунктом 2.1 договора горячего водоснабжения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-20 дата начала подачи горячей воды 01.04.2017.
03.04.2017 между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ГУ ЖФ" (исполнитель) подписан договор холодного водоснабжения и водоотведения N 03-04-43-01-18 с учетом протокола урегулирования разногласий (т.1 л.д.81-100).
Согласно пункту 3.1 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 03.04.2017 N 03-04-43-02-18 стоимость поставленной по настоящему договору холодной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по тарифам установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 03.04.2017 N 03-04-43-02-18 дата начала подачи холодной воды и приема сточных вод 01.04.2017.
Указанные выше многоквартирные дома не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, приготовление горячей воды производится в центральном тепловом пункте.
29.08.2017 между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ООО "ГУ ЖФ" подписано дополнительное соглашение N 1 на возмещение затрат за поставленный ресурс к договору теплоснабжения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-23 (т.1 л.д.58).
Названным соглашением на период с 01.04.2017 по 03.07.2017 по пгт. Мирный Кировской области и с 01.04.2017 по 12.06.2017 по г. Котельнич Кировской области (до момента установления тарифов теплоснабжения) предусмотрено определить общую стоимость за поставленный ресурс: тепловую энергию в сумме 1 271 883 рублей 69 копеек; объем поставленной тепловой энергии по пгт. Мирный Кировской области за период с 01.04.2017 по 03.07.2017 - 697,5133 Гкал.
29.08.2017 между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ООО "ГУ ЖФ" подписано дополнительное соглашение N 1 на возмещение затрат за поставленный ресурс к договору горячего водоснабжения от 03.04.2017 N 03-04-43-01-20 (т.1 л.д.80).
Данным дополнительным соглашением на период с 01.04.2017 по 10.07.2017 (до момента установления тарифа горячего водоснабжения) предусмотрено определить общую стоимость за поставленный ресурс: горячую воду в сумме 652 869 рублей 98 копеек; объем поставленной горячей воды при двухкомпонентном тарифе за период с 01.04.2017 по 10.07.2017 составляет: компонент "холодная вода" 5110,99 куб.м, компонент "тепловая энергия на подогрев холодной воды" - 348,11 Гкал.
29.08.2017 между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ООО "ГУ ЖФ" подписано дополнительное соглашение N 1 на возмещение затрат за поставленные ресурсы к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 03.04.2017 N 03-04-43-02-18 (т.1 л.д.101).
Данным дополнительным соглашением на период с 01.04.2017 по 19.06.2017 (до момента установления тарифов холодного водоснабжения и водоотведения) предусмотрено определить общую стоимость за поставленные ресурсы: холодную воду и прием сточных вод в сумме 262 595 рублей 69 копеек; за период с 01.04.2017 по 19.06.2017 объем поставленной холодной воды составляет 4624,4 куб.м, объем принятых сточных вод - 9082,78 куб.м.
ООО "ГУ ЖФ" направило собственникам (нанимателям) помещений в указанных выше многоквартирных домах платежные документы за август, сентябрь 2017, содержащие данные о перерасчете платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение на основании дополнительных соглашений к договору теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Установив указанные обстоятельства, Инспекция пришла к выводу, что перерасчет (доначисление) платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению собственникам (нанимателям) жилых помещений в спорных многоквартирных домах произведен Обществом в нарушение пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), пункта 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406). Ответчик признал неправомерным возмещение затрат ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России за поставленные коммунальные ресурсы, предъявленные ООО "ГУ ЖФ" собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах до момента установления тарифов.
Результаты проверки отражены надзорным органом в акте проверки от 08.02.2018 N 27/48/18 (т.1 л.д.16-24).
08.02.2018 в адрес ООО "ГУ ЖФ" выдано обязательное для исполнения предписание N 27/18/19 (т.1 л.д.25). Обществу в целях устранения изложенных выше нарушений указано на необходимость в срок до 06.04.2018 произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению за август - сентябрь 2017 года собственникам (нанимателям) жилых помещений названных выше многоквартирных домов (пункт 1); представить отчет о выполнении комплекса мероприятий, указанных в пункте 1 предписания, с приложением подтверждающих документов (в том числе выписок с лицевых счетов, платежных документов, в которых произведен перерасчет (возврат) денежных средств собственникам (нанимателям) жилых помещений, программных отчётов) по многоквартирным домам по адресам: Кировская область, Оричевский район, пгт. Мирный, ул. Советской Армии, д. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12.
Не согласившись с предписанием надзорного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у управляющей организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Предписанием от 08.02.2018 N 27/18/19 на Общество возложена обязанность в срок до 06.04.2018 произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению за август - сентябрь 2017 года собственникам (нанимателям) жилых помещений спорных многоквартирных домов. Правовое обоснование названного требования содержит ссылки на пункт 37 Правил N 1075, пункт 33 Правил N 406.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности данного требования надзорного органа на основании следующего.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу частей 1, 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 36 названных Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод, газа и электрической энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил N 354, определяется по формуле 1. Формула 1 учитывает объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2. Данная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4. Формула 4 учитывает количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; норматив потребления j-й коммунальной услуги; тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая учитывает объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении (при отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил); компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение); объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В силу части 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены определены Правилами N 1075.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 1075 решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регламентированы Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно статье 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относятся холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод. Регулированию подлежат следующие тарифы: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регламентирован Правилами N 406.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 406 решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.07.2017 N 24/5-кс-2017 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" утвержден тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) для Мирнинского городского поселения Оричевского района Кировской области. Данные тарифы действуют с 11.07.2017 по 31.12.2020.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20.06.2017 N 21/4-кс-2017 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), транспортировку питьевой воды, транспортировку сточных вод, водоотведение для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" утвержден тариф для Мирнинского городского поселения Оричевского района Кировской области. Данные тарифы действуют с 20.06.2017 по 31.12.2020.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.07.2017 N 23/1-тэ-2017 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и, о долгосрочных параметрах регулирования" утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России". Данные тарифы действуют с 04.07.2017 по 31.12.2020.
Из материалов настоящего дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "ГУ ЖФ" направило собственникам (нанимателям) помещений в спорных многоквартирных домах платежные документы за август - сентябрь 2017 года, содержащие данные о перерасчете платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. Направляя данные платежные документы, Общество определило плату за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению на основании дополнительных соглашений от 29.08.2017 на возмещение затрат за поставленные ресурсы, заключенных между ресурсоснабжающей организацией (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) и управляющей организацией (ООО "ГУ ЖФ").
Вместе с тем указанные действия Общества не основаны на приведенных выше положениях действующего законодательства, не соответствуют требованиям Правил N 354, Закона N 190-ФЗ, Закона N 416-ФЗ. Соответственно, у надзорного органа имелись достаточные правовые и фактические основания для выдачи в адрес управляющей организации оспариваемого в настоящем деле предписания.
Вопреки мнению заявителя жалобы, предписание Инспекции содержит описание выявленного нарушения и ссылку на подлежащие исполнению положения действующего законодательства, является реально исполнимым, не противоречащим положениям действующего законодательства.
Судом первой инстанции рассмотрены все доводы заявителя, приведенные в обоснование занятой по делу позиции, и им дана надлежащая правовая оценка (см. стр. 14-15 решения), оснований для опровержения которой апелляционный суд не имеет.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания надзорного органа. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции Общества, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018 по делу N А28-3011/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей. На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
При обращении в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой Общество по платежному поручению от 30.10.2018 N 90384 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в этой связи в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2018 по делу N А28-3011/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.10.2018 N 90384.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3011/2018
Истец: ООО "ГУ ЖФ" в лице ЖЭУ "Пермское", ООО "ГУЖФ", ООО ЖЭУ "Пермское" ОП "Приволжское" "ГУЖФ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ