Нижний Новгород |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А29-3494/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя до перерыва
от общества с ограниченной ответственностью "Лыа-Ю":
Скажутина И.А. (доверенность от 21.05.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козлова Леонида Валерьевича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018,
принятое судьей Басмановым П.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А29-3494/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Козлова Леонида Валерьевича
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
о признании незаконными решений,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Лыа-Ю", общество с ограниченной ответственностью "Геотехнология",
и установил:
индивидуальный предприниматель Козлов Леонид Валерьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными отказов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) в исключении из Перечня участков недр местного значения Республики Коми участка недр "Карьерный" (включен 10.04.2017) и во включении в данный перечень ранее заявленного и включенного участка недр местного значения "Шудаяг-1", а также отказов в отзыве оформленной в интересах общества с ограниченной ответственностью "Лыа-Ю" (далее - Общество) лицензии УХТ 00921 ПП (05.06.2017) и в проведении аукциона на право пользования участком недр "Шудаяг-1", выраженных в письме от 07.03.2018 N 01-06/2470. В целях устранения допущенного нарушенния прав и законных интересов Предприниматель просил суд обязать Министерство исключить из Перечня участков недр местного значения Республики Коми участок недр "Карьерный" (включен 10.04.2017), признать включенным в Перечень участков недр местного значения участок недр "Шудаяг-1" с координатами, указанными в заявлении о включении участка в Перечень участков недр местного значения, признать недействительной лицензию УХТ 00921 ПП, выданную Обществу, обязать провести аукцион на право пользования участком недр "Шудаяг-1" для геологического изучения, в целях поиска и оценки общераспространенных полезных ископаемых.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество и общество с ограниченной ответственностью "Геотехнология" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 04.03.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, Министерство нарушило порядок рассмотрения заявления Предпринимателя. При этом какая-либо информация от ответчика в адрес заявителя не поступала (в том числе, письменный ответ на заявление Предпринимателя). Заявитель жалобы считает, что отказ Министерства в исключении из Перечня участков недр местного значения Республики Коми участка недр "Карьерный" и отказ в включении в данный перечень участка недр местного значения "Шудаяг-1" нарушает права заявителя на предпринимательскую деятельность в сфере недропользования, так как разработка участка "Шудаяг-1" при отсутствии его в названном перечне не представляется возможной.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании 19.06.2019.
Министерство в отзыве возразило против доводов Предпринимателя, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 26.06.2019.
Суд округа определением от 26.06.2019 по правилам пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществил замену судьи Александровой О.В., на судью Чигракова А.И. Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Предприниматель обратился в Министерство с заявлением о включении в Перечень участков недр местного значения Республики Коми участка недр.
При рассмотрении данного заявления ГБУ РК "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми" провело проверку координат и ситуационного плана участка недр. Заявленному участку недр присвоено название "Шудаяг-1".
Согласно справке Комигеофонда ГБУ РК "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми" от 16.06.2016 N 555/16 запасы и ресурсы в пределах заявленного участка недр отсутствуют. Заявленный участок недр располагается в границах лицензионного участка (лицензия СЫК 01038 НР "Поиски, разведка и добыча углеводородного сырья на условиях предпринимательского риска", недропользователь - Компания).
Учитывая, что согласия недропользователя (Компания) на право осуществления Предпринимателем деятельности, связанной с недропользованием, не было получено, участок недр "Шудаяг-1" не был включен в Перечень участков недр местного значения Республики Коми, не рассматривался на комиссии по недропользованию Министерства и не направлялся на согласование в Роснедра.
Общество направило Министерству заявление о включении участков "Доминикди", "Карьерный" и "Пионерский" в Перечень участков недр местного значения Республики Коми. К заявлению приложена справка от 07.07.2016 Компании о согласовании работ Общества на участке "Карьерный".
По результатам рассмотрения материалов Министерство включило заявленный участок в Перечень участков недр местного значения Республики Коми под наименованием "Карьерный". Границы данного участка частично совпадают с границами участка недр "Шудаяг-1".
Министерство выдало Обществу лицензию на пользование недрами (серия УХТ 00921 ПП) с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Карьерный".
Предприниматель посчитав, что указанными действиями нарушаются его права, обратился в Министерство с требованием исключить из упомянутого перечня участок недр "Карьерный", отозвать лицензию, выданную Обществу, организовать проведение торгов.
В письме от 07.03.2018 N 01-06/2470 Министерство отказало Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель, полагая, что названный отказ Министерства не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права (пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом о недрах, Законом Республики Коми от 20.02.2012 N 3-РЗ "О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 03.04.2012 N 120 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" приказом Минприроды РК от 06.10.2015 N 425 утверждено Положение о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми (далее - Положение N 425).
Согласно пунктам 27 и 28 Положения N 425 в Перечень участков недр местного значения (далее - Перечень) включаются участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые и предлагаемые для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Перечень формируется Минприроды Республики Коми на основании поступивших письменных заявлений субъектов предпринимательства о включении в Перечень в целях, указанных в пункте 27 настоящего Положения, а также с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В пункте 29 Положения N 425 приведен список сведений, которые должно содержать заявление о включении в Перечень участка недр местного значения.
В силу пункта 30 Положения N 425 при формировании Перечня учитывается местоположение предлагаемого для включения в Перечень участков недр федерального и местного значения, предоставленных в пользование и (или) включенных в утвержденные ранее Перечни, в том числе в зависимости от вида пользования и вида общераспространенного полезного ископаемого, а также, помимо прочего, осуществляются предварительные согласования с недропользователем - владельцем лицензии на пользование недрами, если деятельность, связанная с недропользованием, будет осуществляться в границах уже предоставленного горного отвода (абзац третий подпункта "а").
В пункте 34 Положения N 425 предусмотрены основания для отказа во включении заявленного участка недр местного значения в проект Перечня, к числу которых подпунктом "в" отнесено получение отказа в согласовании по включению участка недр в Перечень и (или) в согласовании проекта Перечня от уполномоченных органов, указанных в пунктах 30 и 33 настоящего Положения.
Суды установили, что Предприниматель 07.04.2016 обратился в Министерство с заявлением о включении участка недр в Перечень участков недр местного значения Республики Коми.
Заявленный Предпринимателем участок недр "Шудаяг-1" располагается в границах лицензионного участка (лицензия СЫК 01038 НР "Поиски, разведка и добыча углеводородного сырья на условиях предпринимательского риска"), недропользователем которого является Компания, для включения названного участка недр в Перечень участков недр местного значения в силу абзаца третьего подпункта "а" пункта 30 Положения N 425 необходимо было получение согласования от указанного недропользователя.
Доказательств того, что названное согласование получено в 2016 году Предприниматель не предоставил.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемый отказ Министерства во включении в Перечень участков недр местного значения Республики Коми заявленного Предпринимателем участка "Шудаяг-1" является правомерным.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления Общества о включении участка в Перечень участков недр местного значения Республики Коми и приложенных к нему материалов заявленный участок "Карьерный", расположенный в границах участка "Шудаяг-1", включен Министерством в названный Перечень.
Оснований для отказа Обществу во включении участка недр "Карьерный" в Перечень участков недр местного значения Республики Коми у Министерства не имелось, поскольку Общество предоставило все необходимые документы, включая согласование с недропользователем.
Иного из материалов дела не усматривается.
Кроме того, Министерство 05.06.2017 выдало Обществу лицензию на пользование недрами (серия УХТ 00921 ПП) с целевым назначением и видами работ: "геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси на участке "Карьерный". Правовые и фактические основания для отзыва названной лицензии у Министерства отсутствовали. Сама по себе выдача указанной лицензии при изложенных обстоятельствах не нарушает права и законные интересы заявителя.
Применительно к рассматриваемой ситуации действующим законодательством не предусмотрен порядок отзыва оформленной в установленном порядке лицензии на пользование недрами. Основания для прекращения права пользования недрами регламентированы в статье 20 Закона о недрах. Досрочное прекращение права пользования недрами предметом настоящего спора не является.
С учетом установленных обстоятельств суды обоснованно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по делу N А29-3494/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козлова Леонида Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом о недрах, Законом Республики Коми от 20.02.2012 N 3-РЗ "О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 03.04.2012 N 120 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" приказом Минприроды РК от 06.10.2015 N 425 утверждено Положение о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми (далее - Положение N 425).
...
Применительно к рассматриваемой ситуации действующим законодательством не предусмотрен порядок отзыва оформленной в установленном порядке лицензии на пользование недрами. Основания для прекращения права пользования недрами регламентированы в статье 20 Закона о недрах. Досрочное прекращение права пользования недрами предметом настоящего спора не является."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2019 г. N Ф01-2515/19 по делу N А29-3494/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4156/20
26.06.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2515/19
04.03.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9193/18
04.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3494/18