Нижний Новгород |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А79-8751/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.06.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от ответчика: Лаврентьева С.В. (доверенность от 21.08.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Листок"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.12.2018,
принятое судьей Павловой О.Л., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019,
принятое судьями Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
по делу N А79-8751/2018
по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли
Чувашской Республики (ИНН: 2128015438, ОГРН: 1022101136507)
к обществу с ограниченной ответственностью "Листок"
(ИНН: 2129019996, ОГРН: 1022101274084)
о взыскании 945 400 рублей
и установил:
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Листок" (далее - ООО "Листок", Общество) о взыскании 945 400 рублей бюджетных средств в доход республиканского бюджета Чувашской Республики за нарушение условий договора от 02.08.2016 N 28 о предоставлении субсидии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.12.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Листок" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что уточнение Министерством первоначально заявленного требования о расторжении договора от 02.08.2016 N 28 и основанного на нем требования о взыскании 945 400 рублей на самостоятельное требование о взыскании 945 400 рублей, мотивированное недостижением Обществом показателей результативности, направлено на одновременное изменение предмета и основания заявленного иска, что противоречит требованиям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Приняв данное уточнение, суд первой инстанции допустил нарушение норм процессуального права, которое повлекло неправомерное рассмотрение дела по уточненным требованиям и вынесение незаконного решения.
Кроме того, заявитель считает, что основания для возврата субсидии отсутствуют, поскольку договор не содержит условий о ее возврате в связи с недостижением отдельных (не всех) показателей результативности. Общество отмечает, что достижение данных показателей не является условием и целью предоставления субсидии. Заявитель указывает, что данные доводы не были оценены судами первой и апелляционной инстанций. Также Общество полагает необоснованной ссылку суда апелляционной инстанции на пункты 4.2, 4.3, 4.6 Правил предоставления субсидий в новой редакции, не действующей на дату заключения договора.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу с доводами Общества не согласилось, указав на законность обжалуемых судебных актов, а также заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Минэкономразвития Чувашии и ООО "Листок" заключили договор от 02.08.2016 N 28 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Министерство предоставляет Обществу субсидию за счет средств, поступивших в республиканский бюджет из федерального бюджета, на возмещение части (50 процентов) затрат, связанных с приобретением оборудования согласно приложению N 1 к договору в целях развития и модернизации производства товаров (работ, услуг) для модернизации производства полиграфической продукции.
По условиям пункта 2.1 договора субсидия предоставляется единовременно в размере 945 400 рублей.
В пункте 3.1.4 договора предусмотрено, что получатель субсидии обязуется вести учет и достигать показатели, указанные в информационной карте согласно приложению N 2 к договору.
Получатель субсидии в течение трех лет со дня получения субсидии предоставляет в Минэкономразвития Чувашии ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом, отчет о достижении показателей, указанных в информационной карте, по форме согласно приложению N 3 к настоящему договору, в бумажном виде и на электронном носителе (пункт 3.1.5 договора).
В соответствии с пунктом 3.1.8 договора получатель субсидии обязуется соблюдать условия предоставления и использования субсидии.
В пункте 3.2.3 договора предусмотрено, что в случае выявления фактов нецелевого использования оборудования, нарушения получателем субсидии целей и условий предоставления и использования субсидии, недостижения показателей, указанных в информационной карте согласно приложению N 2 к договору, Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии, направляет получателю субсидии уведомление о возврате бюджетных средств в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Платежным поручением от 30.08.2016 N 571050 Министерство перечислило Обществу денежные средства в размере 945 400 рублей.
26.04.2017 Общество представило в Минэкономразвития Чувашии отчет о достижении показателей результативности использования субсидий за отчетный 2016 год.
Из данного отчета следует, что Обществом не достигнуты следующие показатели результативности использования субсидии:
- "Общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства",
- "Выручка от продажи товаров (работ, услуг)",
- "Расходы - всего",
- "Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации",
- "Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)",
- "Среднесписочная численность работников",
- "Среднемесячная заработная плата одного работника".
По результатам проведения мониторинга исполнения обязательств по реализации договора Министерство составило акт от 28.12.2017 о нарушении обязательств по договору от 02.08.2016 N 28, в котором предложило Обществу:
- заключить дополнительное соглашение к договору от 02.08.2016 N 28;
- устранить выявленные нарушения исполнения обязательств по договору в части достижения значений показателей результативности использования субсидии: "Выручка от продажи товаров (работ, услуг)", "Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", "Среднесписочная численность работников", "Среднемесячная заработная плата работников" по итогам отчетного периода 2017 года;
- представить в Минэкономразвития Чувашии в срок до 01.05.2018 информацию за отчетный период 2017 года с учетом достижения всех заявленных в информационной карте показателей результативности использования субсидии, указанных в приложении N 2 к договору.
В письме от 24.01.2018 N 007 Общество отказалось от подписания дополнительного соглашения.
Приказом от 23.03.2018 N 71 Министерство приняло решение о возврате в республиканский бюджет субсидии, предоставленной ООО "Листок" в размере 945 400 рублей.
Уведомлением от 27.03.2018 N 06/03-3062 Министерство предложило Обществу возвратить полученные в качестве субсидии денежные средства.
Неисполнение Обществом требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 N 51 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике", постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398 "О государственной программе Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики", постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" (далее - Правила предоставления субсидий, Правила), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о нарушении получателем субсидии условий договора и удовлетворил заявленное Министерством требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках реализации подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398, регламентированы Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил предоставления субсидий для участия в конкурсном отборе претендент на получение субсидии представляет в Минэкономразвития Чувашии, в том числе информационную карту по форме согласно приложению N 3 к Правилам, в которой отражаются показатели результативности использования субсидии, включаемые в условия договора по итогам конкурсного отбора и принятия Минэкономразвития Чувашии решения о предоставлении субсидии.
В силу пункта 3.3 Правил предоставления субсидий договор о предоставлении субсидии должен содержать, в том числе следующие положения:
- обязательство о достижении показателей, указанных в информационной карте;
- форму отчета о достижении показателей, указанных в информационной карте, и сроки его представления в Минэкономразвития Чувашии.
Согласно пункту 4.2 Правил предоставления субсидий, в случае выявления нарушений условий предоставления субсидии, установленных Правилами и договором, нецелевого использования субсидий получатель субсидии обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что ООО "Листок" не обеспечило выполнение условия, предусмотренного пунктом 3.1.4 договора от 02.08.2016 N 28 о предоставлении субсидии, в части достижения показателей, указанных в информационной карте согласно приложению N 2 к договору.
Согласно отчетам за 2016, 2017 годы Общество не достигло следующих показателей:
"Общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства":
план на 2016 год - 18 325 тыс. рублей, фактически - 15 914 тыс. рублей;
план на 2017 год - 20 185,4 тыс. рублей, фактически - 14 643 тыс. рублей.
"Выручка от продажи товаров (работ, услуг)":
план на 2016 год - 18 325 тыс. рублей, фактически - 15 914 тыс. рублей;
план на 2017 год - 20 185,4 тыс. рублей, фактически - 14 643 тыс. рублей.
"Расходы - всего":
план на 2016 год - 17 300,3 тыс. рублей, фактически - 15 830 тыс. рублей;
план на 2017 год - 18 230,5 тыс. рублей, фактически - 13 898 тыс. рублей.
"Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации":
план на 2016 год - 2234,7 тыс. рублей, фактически - 1919,8 тыс. рублей;
план на 2017 год - 2346,3 тыс. рублей, фактически - 1702 тыс. рублей.
"Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)":
план на 2016 год - 1024,7 тыс. рублей, фактически - 867 тыс. рублей;
план на 2017 год - 1954,9 тыс. рублей, фактически - 610 тыс. рублей.
"Среднесписочная численность работников":
план на 2016 год - 22 человека, фактически - 21 человек;
план на 2017 год - 23 человека, фактически - 18 человек.
"Среднемесячная заработная плата одного работника":
план на 2016 год - 23 520,6 рублей, фактически - 23 051,7 рублей;
план на 2017 год - 23 600 рублей, фактически - 22 958,3 рублей.
Приведенные показатели результативности использования субсидии были заявлены Обществом на стадии конкурсного отбора и включены в условия договора.
Заключив договор, Общество приняло на себя обязательства по достижению показателей, указанных в информационной карте, а также неблагоприятные правовые последствия, связанные с их невыполнением.
Доказательства объективной невозможности достичь заявленные в информационной карте показатели ответчиком не представлены.
При изложенных фактических обстоятельствах с учетом приведенных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что недостижение Обществом значений показателей результативности использования субсидии, установленных договором, является нарушением условий использования субсидии и, как следствие, основанием для возврата полученной субсидии в доход республиканского бюджета.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.
Довод Общества об одновременном изменении истцом предмета и основания иска судом округа рассмотрен и отклонен, как не подтвержденный материалами дела. Нарушения норм процессуального права при уточнении истцом заявленного требования не допущено.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на применение судом апелляционной инстанции недействующей редакции Правил предоставления субсидий отклоняется, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.12.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А79-8751/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Листок" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Листок".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2019 г. N Ф01-2556/19 по делу N А79-8751/2018