Нижний Новгород |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А29-13635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2018, принятое судьей Маклаковой С.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019, принятое судьями Поляковой С.Г., Горевым Л.Н., Тетерваком А.В., по делу N А29-13635/2018
по иску Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607)
к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780), Государственное профессиональное образовательное учреждение "Воркутинский политехнический техникум" (ИНН: 1103001270, ОГРН: 1021100810730),
и установил:
министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Министерство) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее -
Администрация) об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования городского округа "Воркута" здание общежития, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Димитрова, д. 2, с кадастровым номером 11:16:1704002:122.
Требование Министерства мотивировано наличием правовых оснований для принятия спорного имущества в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми, Государственное профессиональное образовательное учреждение "Воркутинский политехнический техникум".
Арбитражный суд Республики Коми решением от 11.12.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019, удовлетворил заявленный иск.
Руководствуясь пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 1 приложения 3 к указанному постановлению, статьей 154 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для передачи спорного имущества в муниципальную собственность.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель полагает, что суд необоснованно усмотрел правовые основания для удовлетворения заявленного иска, поскольку спорное имущество имеет признаки аварийности и не может быть использовано по назначению.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства участники процесса не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2018 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, здание общежития, расположенное по адресу: Республика Коми, Республика Коми, г. Воркута, ул. Димитрова, д. 2, с кадастровым номером 11:16:1704002:122, находится в государственной собственности Республики Коми.
Указанный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за Государственным профессиональным образовательным учреждением "Воркутинский политехнический техникум" (выписки из Единого государственного недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.09.2018 " КУВИ-001/2018-8304604 и выпиской из Реестра государственного имущества Республики Коми от 01.02.2018 N 4000).
В письме от 28.06.2017 N 01-56/6179-05 истец предложил ответчику принять данный объект недвижимого имущества в муниципальную собственность МО ГО "Воркута".
В ответном письме от 06.07.2017 N 06/1477 Администрация указала о нецелесообразности принятия в муниципальную собственность МО ГО "Воркута" указанного объекта недвижимости, поскольку содержание данного объекта потребует значительных денежных средств.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункте 1 приложения 3 к этому законодательному акту жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности и подлежал передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится (определение ВАС РФ от 24.12.2009 N ВАС-16372/09).
Объекты, названные в приложении N 3 к указанному постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона (пункт 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").
В части 11 статьи 154 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень имущества, которое может находиться в федеральной собственности. При этом находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с абзацем 21 части 11 статьи 154 указанного закона решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, положения ч. 11 ст. 154 приведенного закона, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Из материалов дела видно, что общежитие находится в границах муниципального образования городского округа "Воркута" и относится к жилищному фонду.
В силу приведенных норм права к федеральному имуществу спорный объект не относится, поэтому суд обоснованно усмотрел правовые основания для удовлетворения требования Министерства.
Суд округа не принял во внимание ссылку заявителя на необоснованное удовлетворение заявленного иска ввиду нецелесообразности передачи в муниципальную собственность объектов, находящихся в непригодном для использования состоянии, а также на невозможность их использования для решения вопросов местного значения, поскольку отсутствие в бюджете средств на проведение мероприятий, связанных с принятием общежития в муниципальную собственность, его содержанием и ремонтом, не является основанием, препятствующим процедуре передачи имущества. В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения.
Действующее законодательство не ставит обязанность Администрации принять имущество в муниципальную собственность в зависимость от состояния передаваемого имущества.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу N А29-13635/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 21 части 11 статьи 154 указанного закона решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, положения ч. 11 ст. 154 приведенного закона, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июня 2019 г. N Ф01-1873/19 по делу N А29-13635/2018