Нижний Новгород |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А82-15944/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя до перерыва
от заявителя: Львова К.А. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.12.2018,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В.,
по делу N А82-15944/2018
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, надзорный орган) от 27.07.2018 N 6.2-285вн-Пс/0097Я-2018, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано, вместе с тем назначенное Обществу наказание изменено, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.03.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, суд неправильно применил срок давности привлечения к административной ответственности. Оспариваемое постановление должно быть вынесено административным органом в течении двух месяцев с момента истечения срока, установленного для устранения нарушений требований промышленной безопасности, то есть до 11.07.2018. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что Общество неоднократно принимало меры, направленные на полное устранение выявленных нарушений.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Управления на кассационную жалобу в суд не поступил.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 25.06.2019 проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.07.2019.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты (всего 58 объектов).
На основании распоряжения от 09.06.2018 N 285-рп Управление в отношении Общества провело в период с 18.06.2018 по 06.07.2018 внеплановую выездную проверку по вопросу исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 09.02.2018 N 476-рп/П, срок исполнения которого истек 10.05.2018.
В ходе проверки сотрудниками надзорного органа установлен факт неполного выполнения Обществом названного предписания. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 06.07.2018 N 285-рп/А.
По итогам проверки Обществу выдано повторное предписание от 06.07.2018 N 285-рп/П.
По факту неисполнения в установленный срок предписания органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области промышленной безопасности, уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 25.07.2018 N 6.2-285вн-Пр/0097Я-2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Управления Обществу вынесено постановление от 27.07.2018 N 6.2-285вн-Пс/0097Я-2018, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим требованием.
Руководствуясь частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, пунктом 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016), суд первой инстанции изменил постановление Управления от 27.07.2018 N 6.2-285вн-Пс/0097Я-2018 в части размера административного наказания, снизив его до 200 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (с применением положений статьи 4.1 КоАП РФ) за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
При этом суды пришли к выводу, что невыполнение заявителем предписания надзорного органа представляет собой нарушение законодательства о промышленной безопасности и к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Между тем в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении 15.01.2019 N 3-П и определении от 26.03.2019 N 823-О административная ответственность за невыполнение предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, нормативных актов, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ составляет два месяца, а не один год.
Постановление принято 27.07.2018, то есть за пределами двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Истечение срока давности является безусловным и самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
В Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 310-АД14-5160 сказано, что по истечении срока давности привлечения к административной ответственности утрачивается возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации кассационным судом не оцениваются действия Общества на предмет наличия в них состава административного правонарушения.
Приняв во внимание, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но ими неправильно применены нормы материального права, суд округа пришел к выводу о наличии предусмотренных в пункте 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов и принятия нового судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалованных судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" удовлетворить.
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.12.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по делу N А82-15944/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.07.2018 N 6.2-285вн-Пс/0097Я-2018.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (с применением положений статьи 4.1 КоАП РФ) за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
При этом суды пришли к выводу, что невыполнение заявителем предписания надзорного органа представляет собой нарушение законодательства о промышленной безопасности и к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Между тем в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении 15.01.2019 N 3-П и определении от 26.03.2019 N 823-О административная ответственность за невыполнение предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, нормативных актов, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ составляет два месяца, а не один год.
Постановление принято 27.07.2018, то есть за пределами двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2019 г. N Ф01-2621/19 по делу N А82-15944/2018