Нижний Новгород |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А43-5808/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителей: Иванова Р.М. (доверенность от 11.01.2019 N 01-16/Д,
от 27.12.2018 N 03-02-59800/18),
от заинтересованного лица: Горловой Е.А. (доверенность от 24.04.2019 N 33),
Молоствова М.Г. (доверенность от 19.01.2018 N 122),
от третьего лица - Министерства финансов Нижегородской области:
Арапова В.В. (доверенность от 29.12.2018 N 326)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода и комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2018,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
по делу N А43-5808/2018
по заявлению администрации города Нижнего Новгорода и комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода
к Управлению Федерального казначейства Нижегородской области
о признании недействительным представления,
третьи лица - Правительство Нижегородской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
и установил:
администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) и комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет) обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства Нижегородской области (далее - Управление) от 29.12.2017 N 32-71-07/73-9910.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Нижегородской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением суда от 31.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 решение оставлено без изменения.
Администрация и Комитет не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела; дали неверную оценку нарушения Управлением пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", утвержденного приказом Казначейства России от 01.03.2017 N 39 (далее - Стандарт N 39), Положения о контрольной комиссии Управления, утвержденного приказом Управления от 10.11.2017 N 1021, выразившегося в вынесении представления без рассмотрения результатов внеплановой камеральной проверки контрольной комиссией Управления; Комитет не допустил нарушения условий предоставления субсидии, которые предусмотрены в Правилах предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 (далее - Правила N 1027), а также использование субсидии на осуществление закупки газомоторной техники; представление выдано Управлением в отсутствие необходимых полномочий, является неопределенным и неисполнимым.
Подробно позиция заявителей изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителей жалобы.
Министерство финансов Нижегородской области в отзыве и его представитель в судебном заседании поддержали доводы заявителей жалобы.
Министерство финансов Российской Федерации просило рассмотреть жалобу без участия представителя, оставить принятые судебные акты без изменения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 08.11.2017 N 1009 должностные лица Управления провели камеральную проверку Комитета.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.11.2017 N 2017-ВК.000.0011-3200.110.
Рассмотрев материалы проверки, Управление вынесло представление от 29.12.2017 N 32-71-07/73-9910.
Не согласившись с указанным представлением, Администрация и Комитет обратились в Арбитражный суд Нижегородской области заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 130, 132, 157, 266.1, 269.2, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), Правилами N 1027, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 2354-р, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Как установили суды, Управление в ходе проверки выявило нарушения пункта 1.2 Соглашения от 23.12.2014 N 325-04-02/2-13, а именно: Комитет по заключенным муниципальным контрактам на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) получил 144 автобуса городского типа в лизинг, а не приобрел в собственность.
На Комитет возложена обязанность рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 01.03.2018. О результатах исполнения представления следует проинформировать Управление до 06.03.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В пункте 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Государственная программа). Одной из подпрограмм Государственной программы является подпрограмма "Автомобильная промышленность" (далее - Подпрограмма).
Пунктом 1 Правил N 1027, установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (далее - газомоторная техника), в рамках Подпрограммы.
Как следует из пункта 2 Правил N 1027 субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники в соответствии с пунктом 1 указанных Правил и при наличии в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации (в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению закупок и (или) по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства региона, муниципальным образованиям, расположенным на территории указанных субъектов Российской Федерации, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 2354-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"; размер субсидии, предоставляемой Нижегородской области, составил 361 666 452 рубля 20 копеек.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 2354-р между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Нижегородской области заключено соглашение о предоставлении субсидии Нижегородской области на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" от 28.11.2014 N 14412.1615173.20.06 (далее - Соглашение от 28.11.2014) в количестве 144 автобусов, в том числе: 90 автобусов ЛиАЗ-525657 и 54 автобуса ЛиАЗ-529370, в размере 361 666 452 рублей 20 копеек.
Согласно пункту 1.4 указанного соглашения Правительство Нижегородской области использует полученную субсидию на цели, предусмотренные пунктом 1.1 данного соглашения, в порядке и на условиях, утвержденных правилами и соглашением.
Уполномоченный орган - Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, в свою очередь, заключил соглашение от 23.12.2014 N 325-04-02/2-13, согласно пункту 3.4. которого получателем субсидии является Комитет.
Размер субсидии на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, из федерального бюджета составил - 361 666 452 рубля 20 копеек из областного бюджета (с учетом дополнительного соглашения от 29.07.2015 N 1) составил - 102 722 900 рублей.
В 2015 году Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в целях исполнения Соглашения от 23.12.2014 перечислило Комитету субсидию на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе на общую сумму 464 389 352 рубля 20 копеек, в том числе за счет средств федерального бюджета - 361 666 452 рубля 20 копеек, за счет средств областного бюджета Нижегородской области - 102 722 900 рублей.
Вместе с тем, как установило Управление в ходе проведенной камеральной проверки, в рамках исполнения Соглашения от 23.12.2014 в 2015 году Комитет заключил три муниципальных контракта на оказание услуг по финансовой аренде (передача во временное владение и пользование (лизинг) 144 автобусов для нужд города Нижнего Новгорода):
1) муниципальный контракт от 16.06.2015 N 0132300007515000131-80305 заключен с ЗАО "Сбербанк Лизинг" на общую сумму 966 718 190 рублей 40 копеек (далее - договор лизинга 0131).
Согласно пункту 2.1 договора лизинга 0131 имущество передается в лизинг на срок до 25.12.2021.
Согласно пункту 3.7 данного договора оплата за имущество производится лизингополучателем в 2015 году за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета. В 2016-2021 годах за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода в пределах доведенных до Комитета лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
В 2015 году по договору лизинга 0131 оплата осуществлена на общую сумму 224 934 742 рубля 23 копейки (за счет средств федерального бюджета - 175 000 000 рублей, за счет средств областного бюджета - 49 934 742 рубля 23 копейки);
2) муниципальный контракт от 16.06.2015 N 0132300007515000132-80305 (в редакции от 25.08.2017 с учетом дополнительного соглашения от 16.1.2015) заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Горьковская лизинговая компания" на общую сумму 808 622 817 рублей 08 копеек (далее - договор лизинга 0132).
Согласно пункту 2.1 договора лизинга 0132 имущество передается в лизинг на срок до 25.12.2021.
Согласно пункту 3.7 данного договора оплата за имущество производится лизингополучателем в 2015 году за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета. В 2016-2021 годах за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода в пределах доведенных до Комитета лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
В 2015 году по договору лизинга 0132 оплата осуществлена на общую сумму 173 521 087 рублей 50 копеек (за счет средств федерального бюджета - 135 000 000 рублей на основании заявки на кассовый расход от 13.07.2015 N 3, за счет средств областного бюджета - 38 521 087 рублей 50 копеек;
3) муниципальный контракт от 15.06.2015 N 0132300007515000133-80305 заключен с ЗАО "Сбербанк Лизинг" на общую сумму 264 670 104 рублей 11 копеек (далее - договор лизинга 0133).
Согласно пункту 2.1 договора лизинга 0133 имущество передается в лизинг на срок до 25.12.2021.
Согласно пункту 3.7. данного договора оплата за имущество производится лизингополучателем в 2015 году за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета. В 2016-2021 годах за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода в пределах доведенных до Комитета лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
В 2015 году по договору лизинга 0133 оплата осуществлена на общую сумму 64 267 069 рублей 67 копеек (за счет средств федерального бюджета - 50 000 000 рублей, за счет средств областного бюджета - 14 267 069 рублей 67 копеек).
Между тем ни Соглашение от 28.11.2014, ни Соглашение от 23.12.2014 N 325-04-02/2-13 не предусматривали закупку услуг лизинга (финансовой аренды).
Правила N 1027 устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а не на финансирование расходов по оплате услуг по финансовой аренде (лизингу).
Таким образом, в нарушение пункта 1.21.2. Соглашения от 23.12.2014 и пункта 2 Правил N 1027 вместо приобретения 144 автобусов в собственность, субсидия направлена Комитетом на оплату услуг по договорам лизинга.
В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В пункте 2 Правил N 1027 установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий именно по закупке газомоторной техники. Закупка газомоторной техники, осуществляемая на основании соответствующего договора, подразумевает ее передачу в государственную (муниципальную) собственность.
В свою очередь, согласно статье 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
В рассматриваемом случае, в соответствии с условиями вышеназванных договоров лизинга (в том числе с учетом дополнительных соглашений) право собственности на закупаемую газомоторную технику у Комитета (лизингополучатель) возникает в 2021 году. В течение всего действия срока муниципальных контрактов (договоров лизинга) имущество (газомоторная техника) является собственностью лизингодателей (ЗАО "Сбербанк лизинг", ООО "Горьковская лизинговая компания").
Таким образом, факт постановки приобретенных по договорам лизинга автобусов на баланс органа местного самоуправления в данном случае не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о переходе права собственности на спорную технику к Администрации.
Доводы Комитета и Администрации о том, что конечной целью закупки, предметом которой является оказание услуг по финансовой аренде (лизинг) автобусов городского типа является приобретение данного имущества в муниципальную собственность, обоснованно отклонены судами.
В пунктах 16, 17 Правил N 1027 предусмотрены сроки приобретения газомоторной техники, согласно которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 августа 2015 года в рамках субсидий, полученных в 2014 году, а с 2015 года - в течение 20 дней по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования), источником финансового обеспечения которых является субсидия, на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, и о достигнутых значениях показателей результативности использования субсидии.
В случае если до 1 августа 2015 года в рамках субсидий, полученных в 2014 году, а с 2015 года - по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства, установленные данными правилами и соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Следовательно, установленные Правилами N 1027 сроки закупки газомоторной техники исключают закупку в более длительный период, на средства субсидии за 2014 год - не позднее 01.08.2015, на средства субсидии за 2015 год - не позднее 250 дней со дня перечисления субсидии (то есть, не выходя за пределы 2016 года), соответственно, использование средств субсидии из федерального бюджета за пределами указанного срока данными правилами не предусмотрено.
Доводы о нарушении Управлением требований Стандарта N 39 и Положения о контрольной комиссии Управления, утвержденного приказом Управления от 10.11.2017 N 1021 обоснованно отклонены судами, поскольку не влияют на законность выданного представления и на права и законные интересы заявителей.
Как видно из материалов дела и установили суды, вопреки доводу заявителей, проверка проведена Управлением в пределах предоставленных законом полномочий, на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Управления, в котором имеется ссылка на письмо Федерального казначейства от 16.06.2017 N 18-03-06/37, содержащее поручение о проведении внеплановых контрольных мероприятий, и вновь открывшиеся обстоятельства по итогам внеплановой проверки Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.
Исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что представление Управления соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы заявителей, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела. Иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу N А43-5808/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода и комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В пункте 2 Правил N 1027 установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий именно по закупке газомоторной техники. Закупка газомоторной техники, осуществляемая на основании соответствующего договора, подразумевает ее передачу в государственную (муниципальную) собственность.
В свою очередь, согласно статье 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2019 г. N Ф01-2865/19 по делу N А43-5808/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2865/19
14.03.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11158/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-5808/18
22.02.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-5808/18