Нижний Новгород |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А11-9251/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Павлова В.Ю., Чернышова Д.В.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2018,
принятое судьей Давыдовой Н.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-9251/2018
по заявлению открытого акционерного общества ордена Ленина и ордена
Трудового Красного Знамени племенной завод "Караваево"
(ОГРН: 1074437000021, ИНН: 4414011935)
о признании незаконным бездействия
Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях и
об устранении допущенного нарушения
и установил:
открытое акционерное общество ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени племенной завод "Караваево" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление), выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлениям о предоставления в собственность Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:083001:144, 44:07:000000:558, 44:07:083001:143, 44:07:082901:75, 44:07:082901:77, 44:07:083001:142, 44:07:083001:145, 44:07:030701:219 и об обязании органа государственной власти принять решение по заявкам Общества.
Требования основаны на статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 2.7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 N 166 и мотивированы незаконностью оспоренного бездействия, выразившегося в нерассмотрении обращения о предоставлении в собственность земельных участков, и нарушением прав и законных интересов Общества.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 04.12.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019, удовлетворил требования Общества в полном объеме, установив, что Управление, будучи уполномоченным органом по рассмотрению заявлений Общества от 28.03.2018 о предоставлении в собственность земельных участков, не приняло мотивированного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем нарушило права и законные интересы Общества на их приобретение.
Не согласившись с решением и постановлением, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить названные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, решение о продаже испрашиваемых земельных участков размером больше десяти гектар принимается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), в связи с чем сформированный пакет документов направлен указанному лицу для рассмотрения вопроса о предоставлении спорных земельных участков в собственность, что свидетельствует об отсутствии бездействия Управления в принятии решения о предоставлении в собственность Общества земельных участков; Общество не представило сведений, подтверждающих использование земельных участков в соответствие с их целевым назначением - для сельскохозяйственного производства.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Управления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как установил суд, Общество на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельными участками с кадастровыми номерами: 44:07:083001:144, 44:07:000000:558, 44:07:083001:143, 44:07:082901:75, 44:07:082901:77, 44:07:083001:142, 44:07:083001:145, а также на праве аренды - земельным участком с кадастровым номером 44:07:030701:219. Данные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
Общество на основании подпунктов 7 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление с заявлениями от 28.03.2018 о предоставлении в собственность спорных земельных участков.
Решения по заявлениям (об отказе либо о предоставлении в собственность) Управление не приняло.
Непринятие органом государственной власти в установленный законом срок решения по заявлениям послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В силу статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором предусмотрены случаи продажи земельного участка без проведения торгов, в том числе земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
В пунктах 4 и 4.1.20 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), предусмотрено, что Управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Костромской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
По поручению Росимущества Управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4.2.27 Типового положения).
Таким образом, Управление является территориальным органом Росимущества и выполняет его функции на территории Костромской области, поэтому является государственным органом, который на основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации наделен полномочиями по продаже находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Костромской области земельных участков, принятию решения о предоставлении в собственность и подготовке проектов договоров купли-продажи в отношении этих земельных участков, а также совершению иных действий, направленных на реализацию требования о приватизации земельных участков.
Следовательно, как верно установили суды обеих инстанций, Общество обратилось с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков к уполномоченному органу.
Управление, являясь уполномоченным органом, обязано было рассмотреть заявки Общества о выкупе находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков и принять соответствующее решение по ним в месячный срок, предусмотренный в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако возложенную законом обязанность уполномоченный орган не испонил.
Установив факт непринятия Управлением в установленный законом срок по заявкам Общества решений об отказе либо о возможности заключения договора купли-продажи земельных участков, руководствуясь статьями 39.1 - 39.3 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным выводам об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения, на которое сослался заявитель жалобы (отсутствие полномочий по принятию решения и направлении проекта договора купли-продажи на земельные участки площадью свыше 10 гектаров), не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заинтересованного лица о том, что заявителем не представлено сведений, подтверждающих использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, не имеет правового значения для рассмотренного спора. Непредоставление заявителем необходимого пакета документов (сведений) могло являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Однако Управление вообще не приняло решение по заявкам Общества и предметом настоящего спора является незаконное бездействие уполномоченного органа.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А11-9251/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив факт непринятия Управлением в установленный законом срок по заявкам Общества решений об отказе либо о возможности заключения договора купли-продажи земельных участков, руководствуясь статьями 39.1 - 39.3 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным выводам об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения, на которое сослался заявитель жалобы (отсутствие полномочий по принятию решения и направлении проекта договора купли-продажи на земельные участки площадью свыше 10 гектаров), не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2019 г. N Ф01-2369/19 по делу N А11-9251/2018