Нижний Новгород |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А11-12723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 17.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
индивидуального предпринимателя Рыбакова Вячеслава Юрьевича
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.10.2018,
принятое судьей Кочешковой Ю.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019,
принятое судьями Александровой О.Ю., Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В.,
по делу N А11-12723/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Рыбакова Вячеслава Юрьевича
(ИНН: 331600028906, ОГРНИП: 304331613400036)
о признании незаконным бездействия администрации Киржачского района
Владимирской области (ИНН: 3316300581, ОГРН: 1033301001216) и
об обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, Совет народных депутатов Киржачского района Владимирской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района Владимирской области,
и установил:
индивидуальный предприниматель Рыбаков Вячеслав Юрьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Киржачский район Владимирской области (далее - Администрация), выразившегося в несовершении юридически значимых действий, направленных на предоставление Предпринимателю преимущественного права выкупа нежилых помещений общей площадью 140,2 квадратного метра (N 19 - 24), расположенных в здании "Торговых рядов" ("Гостиный двор") по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина, д. 29, арендуемых по договору аренды от 29.12.2012 N 13, и об обязании Администрации устранить допущенное нарушение путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), а именно: осуществить технический и кадастровый учет спорных нежилых помещений общей площадью 140,2 квадратного метра (N 19 - 24); в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости указанного помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке спорного помещения обеспечить принятие решения об условиях его приватизации, предусмотрев условие о рассрочке платежей на пять лет; в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации спорного помещения направить Предпринимателю проект договора купли-продажи данных помещений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, Совет народных депутатов Киржачского района Владимирской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 04.10.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019, отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с названными судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить обжалованные решение и постановление ввиду несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, нормы Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Закон об объектах культурного наследия) в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 315-ФЗ) не подлежат применению к спорным правоотношениям, так как нормы Закона N 159-ФЗ имеют первоочередное значение; арендатор отвечает установленным законом условиям для реализации преимущественного права приобретения арендованного имущества.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Администрации о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия ее представителя.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание,поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановленияПервого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Администрация (арендодатель) по согласованию с балансодержателем - Управлением культуры, молодежной политики, туризма, работы с детьми и семьями администрации Киржачского района (балансодержатель) заключила с Предпринимателем (арендатор) договор от 29.12.2012 N 13 аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Киржачский район", в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель с согласия балансодержателя, предоставляет во временное владение и пользование, а арендатор принимает объект недвижимого имущества, являющийся муниципальной собственностью: нежилые помещения общей площадью 140,2 квадратного метра, назначение торговое, номера комнат, коридоров и прочих помещений: N 19 - 24 (согласно техническому паспорту от 25.07.2007) в здании торговых рядов, являющимся памятником истории и культуры города Киржача и Киржачского района, находящиеся по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Гагарина, д. 29.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок действия договора пять лет с момента заключения.
На основании пунктов 1.2 и 4.1 договора имущество передано истцу по акту приема-передачи недвижимого имущества в аренду от 29.12.2012.
Предприниматель 29.09.2015 обратился в Администрацию с заявлением о своем намерении реализовать преимущественное право покупки арендуемых помещений в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ.
Администрация 21.10.2015 сообщила, что для разрешения вопроса о реализации Предпринимателю права на приватизацию арендуемых помещений необходимо произвести раздел указанного здания на помещения. В целях сохранения в собственности муниципального образования Киржачский район объекта - "здание Торговых рядов", являющегося памятником истории и культуры регионального значения, собственником имущества муниципального образования Киржачский район решение о разделе (выделе) здания памятника истории и культуры не принималось. В связи с чем, осуществить выкуп арендуемого помещения не представляется возможным.
Посчитав отказ Администрации незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом, в силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются Законом о приватизации.
Поскольку в данном случае объектом приватизации выступает объект культурного наследия, к спорным правоотношениям подлежат применению также специальные нормы Закона о приватизации и положения Закона об объектах культурного наследия.
Окружной суд признал обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что при приватизации спорного объекта аренды, являющегося объектом культурного наследия, подлежат применению указанные специальные нормы в силу следующего.
После внесения изменений пункт 1 статьи 29 Закона о приватизации (в редакции Закона N 315-ФЗ) позволяет приватизировать объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
Порядок приватизации, в том числе установления условий конкурса в отношении объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр, порядок его проведения в соответствии со статьями 20 и 29 Закона о приватизации урегулирован Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 584.
Таким образом, положениями статей 20 и 29 Закона о приватизации с 22.01.2015 установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к норме статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия.
Материалами дела подтверждено, что спорный объект отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, Предприниматель владеет и пользуется спорным имуществом в качестве арендатора.
Обе судебные инстанции установили, что на момент обращения Предпринимателя с заявлением о выкупе арендованного имущества 29.09.2015 (то есть после вступления в силу положений Закона N 315-ФЗ), являющегося объектом культурного наследия, положения Закона о приватизации в редакции Закона N 315-ФЗ действовали, в связи с чем у Администрации отсутствовали законные основания для принятия положительного решения.
Следует отметить, что отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами не должно противоречить требованиям части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, согласно которой в случае, если заявитель не соответствует установленным статьи 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Закон предполагает приватизацию спорного объекта на торгах, проводимых в форме конкурса, следовательно, его реализация без проведения торгов нарушает установленный публичный порядок и интересы лиц, имеющих право на участие в конкурсе.
Таким образом, отчуждение арендованного Предпринимателем объекта культурного наследия в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ, не допускается другими федеральными законами.
С учетом изложенного обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов.
Изложенные в жалобе доводы основаны на неверном толковании закона и в совокупности обстоятельств дела и противоречат правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2018 по делу N А11-10976/2016.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А11-12723/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рыбакова Вячеслава Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами не должно противоречить требованиям части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, согласно которой в случае, если заявитель не соответствует установленным статьи 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Закон предполагает приватизацию спорного объекта на торгах, проводимых в форме конкурса, следовательно, его реализация без проведения торгов нарушает установленный публичный порядок и интересы лиц, имеющих право на участие в конкурсе.
Таким образом, отчуждение арендованного Предпринимателем объекта культурного наследия в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ, не допускается другими федеральными законами.
С учетом изложенного обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов.
Изложенные в жалобе доводы основаны на неверном толковании закона и в совокупности обстоятельств дела и противоречат правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2018 по делу N А11-10976/2016."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2019 г. N Ф01-2837/19 по делу N А11-12723/2015