Нижний Новгород |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А17-9166/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.01.2019,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу N А17-9166/2018
по заявлению товарищества собственников жилья "Лодзъ"
(ОГРН: 1033700054772, ИНН: 3702035000)
о признании незаконным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 10.09.2018 N 98-жс
и установил:
товарищество собственников жилья "Лодзь" (далее - Товарищество) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 10.09.2018 N 98-жс.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 30.01.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019, удовлетворил заявленное требование, признал оспариваемое предписание недействительным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать содержание помещений, входящих в состав мест общего пользования, в том числе их отопление, независимо от того, имеют ли они индивидуальное (автономное) отопление в квартирах или централизованное. Граждане, демонтировавшие централизованную систему отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии. Инспекция указывает, что при начислении с 01.01.2018 платы за отопление Товарищество включило в расчет отапливаемые площади мест общего пользования многоквартирного дома, а также применило некорректные значения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год, в том числе учитывающие объем тепловой энергии, потребляемой на подогрев воды.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Товарищество в отзыве отклонило доводы надзорного органа, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, 31 (далее - МКД N 31).
В период с 15.08.2018 по 10.09.2018 на основании приказа от 15.05.2018 N 1454, изданного в связи с обращением (жалобой) жителя МКД N 31 по вопросу соблюдения требований правил предоставления коммунальных услуг, Инспекция провела в отношении Товарищества внеплановую документарную проверку соблюдения последним обязательных требований.
В ходе проведения проверки надзорный орган установил, что в нарушение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 40, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете платы за отопление с 01.08.2018 для жителей МКД N 31 Товарищество принимало некорректное значение среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год, в том числе учитывающего объем тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, а также использовало при расчете платы за отопление общую площадь помещений 3365,1 квадратного метра, без учета площади помещений, оборудованных индивидуальной системой отопления - 2509,7 квадратного метра, и применяло при этом площади мест общего пользования МКД 68,4 квадратного метра.
Подробно результаты проверки зафиксированы в акте от 10.09.2018 N 187-жс.
По итогам проверки Инспекция выдала Товариществу обязательное для исполнения предписание от 10.09.2018 N 98-жс, возлагающее на последнее обязанность в срок до 12.11.2018 устранить выявленные нарушения, а именно:
1.1. Произвести всем жителям МКД N 31 перерасчет платы за отопление с 01.01.2018 по дату исполнения предписания, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год, определенного в соответствии с формулой 3(1) приложения 2 к Правилам N 354, без учета объема потребления тепловой энергии, использованного в 2017 году на подогрев воды, а также исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД, в том числе, оборудованных индивидуальной системой отопления, без учета площадей мест общего пользования МКД;
1.2. Производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению жителям МКД в соответствии с пунктами 40, 42(1) Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, определенного в соответствии с формулой 3(1) приложения 2 к Правилам N 354, без учета объема тепловой энергии, использованного в предыдущем году на подогрев воды, а также исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД, в том числе, оборудованных индивидуальной системой отопления, без учета площадей мест общего пользования МКД.
Товарищество, посчитав, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Правил N 354 и N 416 и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о наличии в совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным и удовлетворил требование Товарищества.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 2 названной статьи определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации Товарищество должно предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров на приобретение всех коммунальных ресурсов (пункт 13 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В силу статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата потребленной энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Такое правовое регулирование предполагает, что рассчитанная плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения по общему правилу не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1), 3(2) приложения 2 к Правилам N 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пункт 42(1) Правил N 354).
При определении стоимости тепловой энергии расчет платы за теплоснабжение при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии производится по формуле 3 приложения 2 к Правилам N 354 исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В ходе проверки надзорный орган установил, что Товарищество при расчете платы за теплоснабжение не учитывало площадь квартир, оборудованных индивидуальным отоплением и полностью отключенных от системы централизованного отопления.
Пункт 1 оспариваемого предписания обязывает Товарищество произвести перерасчет платы за отопление с 01.01.2018 по 10.09.2018 и в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам жилых помещений в МКД N 31 строго с соблюдением требований Правил N 354.
Таким образом, предполагаемое исполнение указанного предписания фактически направлено на начисление платы собственникам квартир за тепловую энергию, необходимую для содержания не только общего имущества многоквартирного дома, но и содержание квартир, в которых установлено индивидуальное отопление, тем самым, понуждая собственников таких квартир оплачивать фактически не оказанную им услугу, поскольку ввиду изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам - тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395 плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац 2 пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации (статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой - платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Суды установили, что при проведении проверки и вынесении предписания Инспекция не устанавливала каких-либо нарушений по переустройству квартир в связи с установкой их собственниками индивидуальных отопительных приборов, не оспаривала правомерность их переоборудования. Факт отключения квартир названного жилого дома от централизованной системы теплоснабжения в результате перехода на индивидуальное (автономное) отопление надзорный орган не оспаривал.
При таких обстоятельствах требуемый Инспекцией расчет объема коммунального ресурса исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений (без исключения площади жилых помещений, оборудованных индивидуальной системой отопления) будет являться завышенным в отношении собственников жилых помещений, оборудованных автономным отоплением, и, наоборот, заниженным в отношении жилых помещений, подключенных к системе централизованного теплоснабжения.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к выводу о неправомерности требований, изложенных в оспариваемом предписании надзорного органа, и удовлетворили требование Товарищества.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Довод Инспекции о том, что суды не дали оценки иным нарушениям, допущенным Товариществом при начислении с 01.01.2018 платы за отопление, не опровергает вывод судов о незаконности оспариваемого предписания, и отклонен судом округа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Инспекция освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.01.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А17-9166/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац 2 пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации (статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой - платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2019 г. N Ф01-2985/19 по делу N А17-9166/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2985/19
11.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1713/19
30.01.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-9166/18
23.10.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-9166/18