Нижний Новгород |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А11-4906/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Ткачевой О.А. (доверенность от 10.01.2018 N 17)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газ-Гарант"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.08.2018,
принятое судьей Андриановой П.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
по делу N А11-4906/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газ-Гарант" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28.03.2018 по делу N А-121-03/2018 о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газ-Гарант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 28.03.2018 по делу N А-121-03/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 21.08.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку он не является исполнителем в соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314); основным абонентом является Кузьменко И.Ю. (арендодатель); пунктом 1.2 договора аренды от 14.12.2016 установлен запрет на врезку в системы газоснабжения без письменного согласия арендодателя. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2019 производство по кассационной жалобе приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела N 306-АД18-24910.
Определением от 05.06.2019 производство по кассационной жалобе возобновлено в связи с утратой обстоятельства, послужившего основанием для приостановления производства по настоящему делу.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Департамент цен и тарифов Администрации Владимирской области (далее - Департамент) поступило обращение Игнатьева С.А., из которого следует, что Игнатьев С.А. неоднократно обращался к Обществу с заявкой о подключении жилого дома, расположенного по адресу: город Киржач, улица Рыженкова, 132 к сетям газораспределения, однако, в приеме заявки было отказано по причине ненадлежащего оформления (отсутствует согласие основного абонента - собственника сетей газораспределения, находящихся в аренде у Общества).
Департамент обратился в Управление с заявлением по факту незаконного требования Обществом получения Игнатьевым С.А. согласия от собственника сетей газораспределения.
Антимонопольный орган возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении N А-121-03/2018 и провел административное расследование, в ходе которого установил, что сеть газораспределения по улице Рыженкова находится во владении и пользовании Общества на основании договора аренды, заключенного между собственником сети газораспределения по улице Рыженкова - ИП Кузьменко Л.И. (арендодатель) и Обществом (арендатор).
Установив указанные обстоятельства, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае сеть газораспределения по улице Рыженкова находится во владении и пользовании Общества, Кузменко Л.И. не является в соответствии с Правилами N 1314 основным абонентом, в связи с чем посчитал применение Обществом пункта 34 Правил N 1314 необоснованным, чрезмерным и противоречит пунктам 8, 12, 13, 34, 69 и 72 данных Правил.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и постановлением от 28.03.2018 привлекло Общество к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 2.9, 4.6, 9.21 КоАП РФ и Правилами N 1314, приняв во внимание, что ранее постановлением антимонопольного органа от 25.04.2017 по делу NА-127-03/2017 Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, Арбитражный суд Владимирской области пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения; предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.
Согласно пункту 2 Правил исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В силу пункта 6 Правил заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
Пунктом 7 Правил определены требования к содержанию запроса о предоставлении технических условий.
В пункте 8 Правил указан закрытый перечень документов, которые прилагаются к запросу о предоставлении технических условий, а именно: копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок), за исключением случаев предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения; ситуационный план; расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров); доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя); копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в случае если завершено строительство указанного объекта; согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил; документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности; заверенная в установленном порядке копия договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее - некоммерческое объединение), предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в случае если подключение осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования указанного некоммерческого объединения; документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения), в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению запрос заявителя о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается (абзац 2 пункта 12 Правил).
Учитывая то, что ряд заявителей вправе направить исполнителю заявку о подключении без предварительного получения технических условий, то в соответствии с пунктом 69 Правил к такой заявке прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план;
б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);
в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином законном основании, заявитель представляет согласие собственника земельного участка на использование этого участка на период строительства объектов сетей газораспределения;
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);
е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров);
ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;
з) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;
и) заверенная в установленном порядке копия договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческого объединения, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в случае если подключение осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования указанного некоммерческого объединения;
к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 настоящих Правил.
Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами (пункт 72 Правил N 1314).
Из материалов дела следует, что Общество отказало Игнатьеву С.А. в приеме заявки на подключение жилого дома к сетям газораспределения ввиду непредоставления согласия на подключение основного абонента - собственника сетей газораспределения, находящихся в аренде у Общества, сославшись на пункт 34 Правил N 1314.
В соответствии с указанным пунктом в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае, если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении технологическом присоединении прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке.
Таким образом, подключение объекта капитального строительства возможно к сетям газораспределения исполнителя (газораспределительной организации; лица, оказывающего услуги по транспортировке газа) либо сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента (лица, не оказывающего услуги по транспортировке газа). При этом сети, к которым планируется подключение, могут находиться у исполнителя и основного абонента, как в собственности, так и на ином законном основании.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Суды установили (и заявителем жалобы не оспорено), что Общество владеет сетью газораспределения на законном основании (договор аренды), и поскольку собственник сети газораспределения не является в соответствии с правилами основным абонентом, следовательно, Общество обязано было принять заявку о подключении без требования получения согласия собственника газораспределительных сетей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в качестве квалифицирующего признака закреплена повторность совершения предусмотренного частью 1 данной статьи состава административного правонарушения в течение одного календарного года с момента первого привлечения к ответственности за аналогичное правонарушение.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Общество привлекалось к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением антимонопольного органа от 25.04.2017 по делу N А-127-03/2017; рассматриваемое правонарушение совершено Обществом в октябре 2017 года, то есть в период, когда заявитель подвергся административному наказанию за совершение аналогичного правонарушения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава вменяемого ему правонарушения и, приняв во внимание повторность совершенного правонарушения, признали правомерным привлечение Общества к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Не установив существенных нарушений антимонопольным органом процессуальных норм при привлечении к административной ответственности, суда пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Суд округа отклонил ссылку заявителя жалобы на пункт 1.2 договора аренды, поскольку обязанности Общества, как арендатора по договору, не связаны с его обязанностями исполнителя в смысле пункта 2 Правил N 1314.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.08.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А11-4906/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ-Гарант" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Общество привлекалось к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением антимонопольного органа от 25.04.2017 по делу N А-127-03/2017; рассматриваемое правонарушение совершено Обществом в октябре 2017 года, то есть в период, когда заявитель подвергся административному наказанию за совершение аналогичного правонарушения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава вменяемого ему правонарушения и, приняв во внимание повторность совершенного правонарушения, признали правомерным привлечение Общества к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Не установив существенных нарушений антимонопольным органом процессуальных норм при привлечении к административной ответственности, суда пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июля 2019 г. N Ф01-1086/19 по делу N А11-4906/2018