Нижний Новгород |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А38-5991/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Булыгина В.Э. (доверенность от 09.01.2019 N 2Ю/19),
от заинтересованного лица: Хлыбова Н.А. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.10.2018,
принятое судьей Фроловой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А38-5991/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3"
о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 06.04.2018 N 38,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация городского округа "Город Йошкар-Ола", Государственное Собрание Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) от 06.04.2018 N 38.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация), Государственное Собрание Республики Марий Эл (далее - Собрание), Правительство Республики Марий Эл (далее - Правительство).
Решением суда от 09.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.03.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на части 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), часть 1 статьи 1, статью 2 Закона Республики Марий Эл от 04.08.2017 N 38-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии" (далее - Закон N 38-З), полагает, что Департамент не имел права в отношении Общества инициировать и проводить проверку в рамках лицензионного контроля.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Департамента в судебном заседании возразил против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Собрание ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Общество, Администрация и Правительство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015.
Решением общего собрания от 25.03.2015 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: город Йошкар-Ола, улица Пушкина, 15, выбран способ управления многоквартирным домом - управляющей компанией Общества.
На основании распоряжения Департамента от 03.04.2018 N 78 в отношении Общества в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка по адресу: город Йошкар-Ола, улица Пушкина, 15.
По результатам мероприятия по контролю Обществу выдано предписание от 06.04.2018 N 38, которым на него в срок до 15.06.2018 возложены обязанности по обеспечению соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), обеспечению содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства, проведению текущего ремонта кровли над квартирами 9, 41, 48, проведению текущего ремонта кирпичной кладки карниза над квартирой 41 по главному фасаду, представлению актов о выполнении указанных работ в Департамент.
Общество не согласилось с данным предписанием по причине отсутствия у Департамента полномочий на проведение проверок в рамках лицензионного контроля и обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 20 ЖК РФ, статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ, нормами Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), Указа Главы Республики Марий Эл от 31.03.2016 N 70, Положения о Департаменте государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.05.2016 N 217 (далее - Положение N 217), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется посредством: организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 Положения N 493).
На основании пункта 3 Указа Главы Республики Марий Эл от 31.03.2016 N 70 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является Департамент.
В силу пункта 1 Положения N 217, Департамент является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля на территории Республики Марий Эл.
Основными задачами Департамента являются осуществление регионального государственного жилищного надзора; осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; осуществление лицензионного контроля; обеспечение реализации прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7 Положения N 217).
Проанализировав названные нормы права, суд пришли к правомерному выводу о наличии у Департамента полномочий на проведение внеплановой проверки Общества в рамках лицензионного контроля.
Довод Общества об отсутствии полномочий на проведение внеплановой проверки в связи с передачей названных полномочий Законом N 38-З органам местного самоуправления отклоняется судом округа в силу следующего.
Согласно статье 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными Правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Законом N 38-З органы местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола" и городского округа "Город Волжск" были наделены указанными полномочиями в рамках статьи 20 ЖК РФ. Так, в силу статьи 1 Закона N 38-З Республика Марий Эл передает органам местного самоуправления следующие государственные полномочия по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В законодательстве Республики Марий Эл закреплено право на осуществление лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, как специальным органом исполнительной власти Республики Марий Эл - Департаментом, так и органами местного самоуправления городского округа "Город Йошкар-Ола" и городского округа "Город Волжск", наделенными названными полномочиями.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлена недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В рассматриваемом случае доказательств проведения в отношении Общества Департаментом и органом местного самоуправления проверки одних и тех же обязательных требований в материалы дела не представлено.
Кроме того, законность проведения проверочных мероприятий Департаментом подтверждена вступившими в законную силу решениями Йошкар-Олинского городского суда от 03.07.2018 по делам о привлечении директора Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, в том числе, указанное экспертное заключение, по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое предписание Департамента не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу N А38-5991/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлена недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В рассматриваемом случае доказательств проведения в отношении Общества Департаментом и органом местного самоуправления проверки одних и тех же обязательных требований в материалы дела не представлено.
Кроме того, законность проведения проверочных мероприятий Департаментом подтверждена вступившими в законную силу решениями Йошкар-Олинского городского суда от 03.07.2018 по делам о привлечении директора Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июля 2019 г. N Ф01-3216/19 по делу N А38-5991/2018