Нижний Новгород |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А17-9915/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Стрела"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.01.2019,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019,
принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А17-9915/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрела"
(ИНН: 370271370, ОГРН: 1133702028250)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
(ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889)
о признании незаконным предписания
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стрела" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 12.09.2018 N 100-жс.
Решением суда от 31.01.2019 заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 1 оспоренного предписания; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); обязанность по корректировке платы за отопление возникает у управляющей организации только в случае, если ОДПУ непрерывно работал полный календарный год; в данном случае прибор учета календарный год (2017) не проработал, поэтому основания для корректировки платы отсутствуют; при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы заявителя жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "МПЖХ N 1" (впоследствии переименовано в ООО "Стрела") осуществляет функции управления в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Иваново, ул. Войкова, д. 21 (далее - МКД N 21) на основании договора управления от 04.12.2013, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.05.2018 N 037 000 313.
Инспекция в период с 17.08.2018 по 12.09.2018 на основании приказа от 15.08.2018 N 1462 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку с целью установления фактов, указанных в обращении граждан, проживающих в МКД N 21 по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе проверки надзорным органом выявлены следующие нарушения:
- в нарушение положений пункта 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а именно: в нарушение условия равномерности распределения платежей за установку ОДПУ тепловой энергии Общество в счетах-квитанциях за март 2018 года выполнило единовременное начисление по услугам "ОДПУ установка", "ОДПУ проценты" за период с 01.07.2016 по 31.03.2018 в отсутствие решения собственников помещений МКД N 21 о единовременной оплате таких расходов или с меньшим периодом рассрочки; в нарушение положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, пункта 42 (1), пункта 59 (1) Правил N 354, Общество не произвело корректировку платы за отопление за 2017 год жителям МКД N 21 и производит расчет платы за отопление с 01.01.2018 исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.09.2018 N 189-жс.
Инспекция выдала Обществу обязательное для исполнения предписание от 12.09.2018 N 100-жс, возлагающее на последнее обязанность в срок до 12.11.2018 по проведению следующих мероприятий:
1.1 Произвести жителям МКД N 21 перерасчет платы за услуги по установке ОДПУ, начисленной в марте 2018 года, путем начисления платы за установку ОДПУ равными долями в течение пяти лет, начиная с марта 2018 года, в соответствии с положениями пункта 38 (1) Правил N 491, пункта 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и возврата излишне начисленных в марте 2018 года денежных средств.
2.1 Произвести жителям МКД N 21 корректировку платы за отопление за 2017 год, в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354, формулой 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом положений пункта 59 (1) Правил N 354.
2.2. Произвести жителям МКД N 21 перерасчет платы за отопление с 01.01.2018 по дату исполнения настоящего предписания, исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за 2017 год, потребленного в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354, формулой 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом положений пункта 59 (1) Правил N 354.
2.3. Производить расчет платы за отопление жителям МКД N 21 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, исчисленного в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 153, 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьями 4, 9, 13 Федерального закона N 261-ФЗ, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, Правилами N 491, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", суд первой инстанции признал недействительным пункт 1 оспоренного предписания; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги, которым является заявитель, обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет; осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных данными правилами.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу отопления предусмотрен положениями пункта 42 (1) Правил N 354.
На основании абзаца 1 данного пункта Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с Постановлением N 603 Департамент энергетики и тарифов Ивановской области 28.09.2018 принял решение установить на территории городского округа Вичуга, Комсомольского муниципального района (за исключением Писцовского сельского поселения), Родниковского городского поселения, Фурмановского муниципального района Ивановской области с начала отопительного периода 2019-2020 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода; на территории иных муниципальных образований Ивановской области, в том числе в городе Иваново, применять действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Как установили суды и видно из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Иваново, ул. Войкова, д. 21 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Узел учета тепловой энергии, установленный ресурсоснабжающей организацией АО "Ивгортеплоэнерго" в МКД N 21 допущен в эксплуатацию с 01.07.2016. Вместе с тем в период с 27.11.2017 по 10.04.2018 установленный в данном многоквартирном доме ОДПУ не являлся расчетным по причине не прохождения поверки.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 пункта 42 (1) Правил N 354).
Формула 3 (1) приложения N 2 к названным правилам позволяет определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, равномерно в течение календарного года. Данная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В силу пункта 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 данных правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60 (1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.
На основании пункта 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2). Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1) Правил N 354.
При этом согласно имеющимся в материалах дела актам периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя ОДПУ исправно работал, в том числе в период с 01.01.2017 по 27.11.2017.
В силу подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель (Общество) обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Таким образом, Общество, как исполнитель коммунальных услуг, обязано ежемесячно снимать показания пробора учета и обеспечивать сохранность такой информации.
Следовательно, учитывая, что в 2016 году прибор учета работал, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 2017 году должен быть предъявлен к оплате равномерно в течение календарного года и рассчитан по формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный по формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, корректируется управляющей организацией по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354.
На основании изложенного Инспекция обосновано обязала Общество осуществить корректировку платы за отопление за 2017 год по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Кроме того, невозможность использовать ОДПУ как расчетный в связи с не прохождением поверки в период с 27.11.2017 по 10.04.2018, не изменяет порядок должного определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в период с 01.01.2018 по формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, учитывающей среднемесячный объем потребления за 2017 год.
Таким образом, Инспекция правомерно обязала Общество произвести жителям МКД N 21 перерасчет платы за отопление с 01.01.2018, исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за 2017 год, потребленного в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354, формулой 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом положений пункта 59 (1) Правил N 354, а также производить расчет платы за отопление жителям МКД N 21 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, исчисленного в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии правовых оснований для выдачи Инспекцией оспариваемого предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.01.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по делу N А17-9915/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стрела" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный по формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, корректируется управляющей организацией по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354.
На основании изложенного Инспекция обосновано обязала Общество осуществить корректировку платы за отопление за 2017 год по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Кроме того, невозможность использовать ОДПУ как расчетный в связи с не прохождением поверки в период с 27.11.2017 по 10.04.2018, не изменяет порядок должного определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в период с 01.01.2018 по формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, учитывающей среднемесячный объем потребления за 2017 год.
Таким образом, Инспекция правомерно обязала Общество произвести жителям МКД N 21 перерасчет платы за отопление с 01.01.2018, исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за 2017 год, потребленного в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354, формулой 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом положений пункта 59 (1) Правил N 354, а также производить расчет платы за отопление жителям МКД N 21 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, исчисленного в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 июля 2019 г. N Ф01-3305/19 по делу N А17-9915/2018
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3305/19
19.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2000/19
15.04.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-9915/18
31.01.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-9915/18
13.11.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-9915/18