Нижний Новгород |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А31-10674/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.01.2019,
принятое судьей Зиновьевым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019,
принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
по делу N А31-10674/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синтек"
(ИНН: 4444002134, ОГРН: 1024400509990)
о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области
(ИНН: 4401172893, ОГРН: 1164401055983)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Синтек" (далее - ООО "Синтек", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области (далее - Фонд, Управление) от 27.06.2018 N 38 в части привлечения к ответственности за неисполнение требования о предоставлении документов в виде взыскания штрафа в размере 22 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.01.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Общество правомерно привлечено к ответственности за непредставление на 111 иностранных граждан документов, подтверждающих обоснованность освобождения выплат от начисления страховых взносов. Заявитель указывает, что ответственность за данное правонарушение до 01.01.2017 была предусмотрена в статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а после 01.01.2017 без временного разрыва - в пункте 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом размер санкции в названных нормах является идентичным, а выездной проверкой охвачен период, истекший до 01.01.2017.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 27.06.2018 N 38 Фонд провел выездную проверку Общества по вопросам начисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составил акт от 25.05.2018 N 38.
В ходе проверки Фонд предъявил Обществу требование от 16.03.2018 N 38/1 о предоставлении документов, определяющих статус (временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание, получение временного убежища, беженец, работа по патенту) на 160 иностранных работников ООО "Синтек".
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 27.06.2018 N 38 о привлечении Общества к ответственности, в том числе, на основании статьи 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 22 200 рублей за непредставление документов на 111 сотрудников.
Общество не согласилось с решением Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьей 327.2 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", статьей 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Фонда и удовлетворил заявленное требования.
Апелляционный суд оставил его решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, установлена ответственность за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
На основании статей 18, 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 и с указанной даты функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговым органам.
В пункте 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2017, установлена ответственность за непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что в судебное заседание Общество представило копии трудовых договоров с иностранными работниками, содержащих в полном объеме сведения о документах, представленных работниками при заключении трудового договора и определяющих их статус и правовое положение.
В заседании суда первой инстанции представители Фонда подтвердили, что в ходе проверки Общество представило все трудовые договоры, в которых имелась необходимая информация о предоставленных работниками документах.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за непредставление документов является правильным.
Кроме того, суды правомерно указали на незаконное привлечение страхователя к ответственности за правонарушение, совершенное после 01.01.2017, и на основании Закона N 212-ФЗ, утратившего силу.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.01.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 по делу N А31-10674/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2017, установлена ответственность за непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
...
В заседании суда первой инстанции представители Фонда подтвердили, что в ходе проверки Общество представило все трудовые договоры, в которых имелась необходимая информация о предоставленных работниками документах.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за непредставление документов является правильным.
Кроме того, суды правомерно указали на незаконное привлечение страхователя к ответственности за правонарушение, совершенное после 01.01.2017, и на основании Закона N 212-ФЗ, утратившего силу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 августа 2019 г. N Ф01-3505/19 по делу N А31-10674/2018