г. Нижний Новгород |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А43-5983/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.,
при участии представителей от Нижегородской таможни: Абдулкеримова Р.А. (доверенность от 04.03.2019 N 048), Расцветовой Е.В. (доверенность от 15.03.2019 N 056)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертекс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2018, принятое судьей Чепурных М.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019, принятое судьями Белышковой М.Б., Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В., по делу N А43-5983/2018
по заявлению Нижегородской таможни (ИНН: 5253000868, ОГРН: 1025202408428)
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Вертекс" (ИНН: 5260328138, ОГРН: 1125260006178) утилизационного сбора в размере 1 950 000 рублей
и установил:
Нижегородская таможня (далее - Таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Вертекс" (далее - ООО "Вертекс", Общество) утилизационного сбора в размере 1 950 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Вертекс" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, не учли разъяснения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, изложенные в письме от 10.08.2018 N МЛ-51322/07, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, у него отсутствует обязанность по уплате утилизационного сбора, поскольку ввезенные им по спорным декларациям на товары подъемники не включены в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81. Общество указывает, что таможенный орган и суды ошибочно объединили понятия подъемников и погрузчиков на основании применения исключительно классификационного кода 8427 20 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) и правил классификации погрузчиков Евразийского экономического союза к отношениям по уплате утилизационного сбора.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО "Вертекс", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в 2015 - 2017 годах ООО "Вертекс" задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10408020/020315/000928 (товар 1), 10408020/030815/0004326 (товар 1), 10408020/040815/0004362 (товар 1), 10408020/070915/0005056 (товар 1), 10408020/090615/0003121 (товар 1), 10408020/140815/0004633 (товар 1), 10408020/160615/0003267 (товар 1), 10408020/190115/0000115 (товар 1), 10408040/080617/0019397 (товар 1), 10408040/121216/0037921 (товар 1), 10408040/130617/0019841 (товар 1), 10408040/221015/0033971 (товар 1), 10408040/221216/0039403 (товар 1), 10408040/230517/0017034 (товар 1), 10408040/310717/0025930 (товар 1), 10408040/310717/0025940 (товар 1),10408040/220617/0021111 (товар 1) товары "подъемники на колесном ходу".
В графе 33 ДТ Общество указало классификационный код товаров 8428 90 900 0 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 процентов, налог на добавленную стоимость - 18 процентов).
Ввезенные товары выпущены таможенным органом для внутреннего потребления.
После выпуска товара Таможня провела камеральную таможенную проверку Общества по вопросу достоверности заявления кода ТН ВЭД товаров, ввезенных по названным ДТ, по результатам которой составила акт от 12.01.2018 N 10408000/201/120118/А000078 и вынесла решения от 12.01.2018 N РКТ-10408000-18/000051 - РКТ-10408000-18/000067 о классификации ввезенных товаров в товарных подсубпозициях 8427 20 190 9 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины - 5 процентов), 8427 10 100 0 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 процентов), 8427 90 000 9 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 процентов).
На основании данных решений Таможней в адрес Общества направлены требования об уплате таможенных платежей от 12.02.2018 N 10408000/ТР2018/0000115, 10408000/ТР2018/0000117, от 14.02.2018 N 10408000/ТР2018/0000133, 10408000/ТР2018/0000134, 10408000/ТР2018/0000135, 10408000/ТР2018/0000136, от 15.02.2018 N 10408000/ТР2018/0000143.
В связи со сменой кода ТН ВЭД в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10408040/130617/0019841, 10408040/221216/0039403, 10408040/230517/0017034, 10408040/310717/0025930, 10408040/310717/0025940, 10408040/220617/0021111, Таможня приняла решение от 12.01.2018 N 10408000/210/110118/Т000078/001 о начислении и взыскании с Общества утилизационного сбора в отношении товаров, задекларированных по данным ДТ, в размере 1 950 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2018 по делу N А43-8646/2018 ООО "Вертекс" отказано в удовлетворении требования о признании незаконными решений Таможни от 12.01.2018 N РКТ-10408000-18/000051 - РКТ-10408000-18/000067 по классификации товара по ТН ВЭД, решения от 12.01.2018 N 10408000/210/110118/Т000078/001 о начислении и взыскании с Общества утилизационного сбора и требований об уплате таможенных платежей от 12.02.2018, 14.02.2018, 15.02.2018.
Таможня в письме от 12.01.2018 N 01-07-18/00499 (получено 24.01.2018) известила Общество о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 1 950 000 рублей.
ООО "Вертекс" не произвело уплату утилизационного сбора в добровольном порядке, поэтому Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Общества спорной суммы утилизационного сбора и удовлетворил требование Таможни.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
В силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81 (пункт 5 Правил N 81).
В пункте 11 Правил N 81 определен перечень документов, представляемых плательщиками для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил N 81).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
В примечании 4 к Перечню N 81 предусмотрено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении погрузчиков, классифицируемых по коду 8427 20 ТН ВЭД, определены в разделе VI Перечня N 81 в зависимости от максимально технически допустимой массы.
На основании примечания 6 к Перечню N 81 код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание, что правомерность классификации товаров, ввезенных Обществом по ДТ N 10408040/130617/0019841, 10408040/221216/0039403, 10408040/230517/0017034, 10408040/310717/0025930, 10408040/310717/0025940, 10408040/220617/0021111, по коду 8427 20 190 9 ТН ВЭД подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2018 по делу N А43-8646/2018, спорный товар "подъемники на колесном ходу" относится к категории "Погрузчики фронтальные", суды пришли к выводу о наличии у ООО "Вертекс" обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении спорных товаров.
Вывод судов материалам дела не противоречит и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства уплаты Обществом утилизационного сбора в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, проверив и признав верным произведенный Таможней расчет размера утилизационного сбора, суды правомерно удовлетворили требование Таможни о взыскании с ООО "Вертекс" 1 950 000 рублей утилизационного сбора.
Ссылка Общества на письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.08.2018 N МЛ-51322/07 была предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получила надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А43-5983/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертекс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Вертекс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
В силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание, что правомерность классификации товаров, ввезенных Обществом по ДТ N 10408040/130617/0019841, 10408040/221216/0039403, 10408040/230517/0017034, 10408040/310717/0025930, 10408040/310717/0025940, 10408040/220617/0021111, по коду 8427 20 190 9 ТН ВЭД подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2018 по делу N А43-8646/2018, спорный товар "подъемники на колесном ходу" относится к категории "Погрузчики фронтальные", суды пришли к выводу о наличии у ООО "Вертекс" обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении спорных товаров."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2019 г. N Ф01-3855/19 по делу N А43-5983/2018