Нижний Новгород |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А17-11219/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: Петрова Л.Ю. (доверенность от 12.12.2017),
от ответчика: Карнеевой П.В. (доверенность от 09.01.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Клиника Современной Медицины"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.10.2018,
принятое судьей Шемякиной Е.Е., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019,
принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
по делу N А17-11219/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Клиника Современной Медицины" (ИНН: 3702613035, ОГРН: 1103702006891)
к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
(ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440)
о взыскании долга и пеней,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области (ИНН: 3729011567, ОГРН: 1033700055620),
Департамент здравоохранения Ивановской области
(ИНН: 3729010595, ОГРН: 1023700535088),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника Современной Медицины" (далее - ООО "КСМ", Клиника) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Страховая компания) о взыскании 296 739 рублей стоимости медицинских услуг по договору от 11.01.2016 N 42, а также 1632 рублей пеней, начисленных с 16.12.2017 по 04.01.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее - Фонд), Департамент здравоохранения Ивановской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.10.2018 иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 98 913 рублей задолженности по оплате оказанных медицинских услуг, 1768 рублей 07 копеек пеней и 5000 рублей расходов по оплате услуг представителя.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Клиника не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении иска и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению нормы
Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), применили не подлежащие применению статью 7 Закона N 326-ФЗ, приказ Департамента здравоохранения Ивановской области от 10.03.2017 N 53 "О порядке предоставления медицинской помощи при бесплодии с использованием процедуры экстракорпорального оплодотворения за счет средств обязательного медицинского страхования" (далее - приказ Департамента от 10.03.2017 N 53), неправильно истолковали подпункт 15 пункта 1 статьи 2, пункты 3, 4 статьи 21 Закона N 323-ФЗ, пункты 13 - 16 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Клиники, Закон N 323-ФЗ не делегирует субъектам Российской Федерации полномочия по регулированию отношений в сфере организации отбора застрахованных лиц и направления их для оказания медицинской помощи - проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО); Ивановская область, как субъект Российской Федерации, вправе принимать лишь нормативные акты, относящиеся к законодательству в сфере охраны здоровья; приказ Департамента от 10.03.2017 N 53 является незаконным нормативным актом и не подлежит применению; комиссия Департамента по отбору граждан для проведения процедуры ЭКО за счет средств обязательного медицинского страхования не является лицом, имеющим право направлять пациентов для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи; право лечащих врачей Клиники выдавать своим пациентам направление на проведение процедуры ЭКО является законным; доказательства несоблюдения Клиникой требований пунктов 13 - 16 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н отсутствуют; действующее законодательство связывает оказание медицинской помощи застрахованному лицу за счет средств обязательного медицинского страхования исключительно с наступлением страхового случая; ведение листа ожидания оказания процедуры ЭКО не предусмотрено Территориальной программой государственных гарантий в сфере оказания медицинских услуг.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Страховая компания в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу также не согласился с доводами Клиники; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорном периоде ООО "КСМ" было включено в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области, в том числе, Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (страховая медицинская организация) и ООО "КСМ" (организация) заключили договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 11.01.2016 N 42, по условиям которого организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов до 15 числа каждого месяца включительно.
На основании пункта 7.1 договора страховая медицинская организация несет ответственность за неоплату, неполную или несвоевременную оплату медицинской помощи, оказанной по настоящему договору, в виде уплаты организации за счет собственных средств пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, от неперечисленных сумм за каждый день просрочки.
В период действия договора Клиника оказала застрахованным лицам (в том числе пациенту К., полис ОМС N 3747110869000215, и пациенту Б., полис ОМС N 3754610880000128) медицинские услуги по проведению процедуры ЭКО (акты от 01.11.2017 N 107997, от 17.11.2017 N 112567).
Оказание названных услуг пациентам К., Б. было проведено на основании направлений для проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС, выданных врачами ООО "КСМ" Перепечай М.И., Бойцовой А.В.
Согласно приложению N 22 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ивановской области на 2017 год стоимость законченного случая лечения по заболеванию, включенному в клинико-статистическую группу "Экстракорпоральное оплодотворение", с 01.09.2017 составляла 98 913 рублей.
Истец направил в Фонд счета на оплату медицинских услуг указанным пациентам, однако Фонд отказал в принятии счетов к оплате с указанием причин отказа "45" (превышение объема план-задания).
В письмах от 30.11.2017 и от 20.12.2017, направленных ответчику, ООО "КСМ" потребовало оплатить медицинские услуги, оказанные, в частности, застрахованным лицам К., Б. и выставило соответствующий счет от 12.12.2017 N 214.
В письме от 13.12.2017 N 4277 ответчик сообщил истцу, что оснований для удовлетворения предъявленных страховщику требований не имеется, поскольку в адрес АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" счета на оплату, обработанные Фондом, не поступали.
Посчитав свои права нарушенными, Клиника обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310, 401, 424, 431, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 10, 11, 19, 21, 32, 81 Закона N 323-ФЗ, статьями 3, 12, 13, 14, 15, 20, 36, 38, 39, 40 Закона N 326-ФЗ, пунктами 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403, Порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 N 107н, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2016 N 451-п, приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", приказом Департамента здравоохранения Ивановской области от 10.03.2017 N 53 "О порядке предоставления медицинской помощи при бесплодии с использованием процедуры экстракорпорального оплодотворения за счет средств обязательного медицинского страхования", Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении иска в обжалуемой части. Суд исходил из того, что нарушение медицинской организацией порядка отбора пациентов для оказания медицинских услуг в рамках ОМС является несоответствием оказанной медицинской помощи Территориальной программе ОМС, вследствие чего не влечет обязательств по их оплате.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Законом N 323-ФЗ (пункт 3 статьи 1), закрепляющим право каждого на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (статья 18, часть 2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ).
Законом N 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1 статьи 37).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями разрабатывать, утверждать и реализовывать территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой является территориальная программа обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ), и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворчества в этой сфере, предусмотрев в статье 81 Закона N 323-ФЗ положения об утверждении названных территориальных программ в соответствии с Федеральной программой, о необходимости устанавливать в них порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке (часть 1, пункт 3 части 2).
В соответствии с положениями Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403, пунктом 4.1 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2016 N 451-п (далее - Территориальная программа), в рамках базовой программы ОМС за счет средств ОМС застрахованным лицам оказываются, в числе прочего, мероприятия по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения).
Согласно пункту 2 Порядка использования вспомогательных репродуктивных технологий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 N 107н, медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий пациентам с бесплодием оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.
В пункте 3 статьи 21 Закона N 323-ФЗ и части 2 пункта 21 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н предусмотрено, что оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста, а также в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию.
В части 4 статьи 21 Закона N 323-ФЗ определено, что для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
В силу пункта 15 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.
В соответствии с пунктами 13 - 16 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой. На основании информации, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи. В случае, если гражданин выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает срок ожидания медицинской помощи, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации.
Согласно пункту 8.24 Территориальной программы для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
При предоставлении первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов плановая госпитализация осуществляется по направлению лечащего врача поликлиники (пункт 8.28 Территориальной программы).
Оказание плановой специализированной медицинской помощи в условиях стационара гражданам осуществляется бесплатно по направлению медицинской организации Ивановской области, к которой прикреплен пациент, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи, установленными нормативными актами Российской Федерации и Ивановской области с учетом установленного Территориальной программой государственных гарантий периода ожидания (пункт 8.14 Территориальной программы).
В силу пункта 8.21 Территориальной программы в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Порядок предоставления медицинской помощи при бесплодии с использованием процедуры экстракорпорального оплодотворения за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе порядок направления граждан Ивановской области для проведения процедуры ЭКО за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержден приказом Департамента от 10.03.2017 N 53).
Согласно пунктам 3, 4 раздела 3 Положения о комиссии Департамента здравоохранения Ивановской области по отбору граждан для проведения процедуры ЭКО за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Департамента от 10.03.2017 N 53, решение о включении в лист ожидания, о направлении либо отказе в направлении гражданина на ЭКО принимает комиссия Департамента здравоохранения Ивановской области по отбору граждан для проведения процедуры ЭКО за счет средств обязательного медицинского страхования, с учетом очередности и плановых объемов на текущий год.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Клиника предъявила к оплате счета за оказанные медицинские услуги по проведению процедуры ЭКО по направлениям, выданным врачами Клиники, и в отсутствие направления комиссии Департамента по отбору граждан для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что нарушение медицинской организацией порядка отбора пациентов для оказания спорных медицинских услуг в рамках ОМС, является несоответствием оказанной медицинской помощи Территориальной программе ОМС, вследствие чего не влечет обязательств по их оплате.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Клинике в удовлетворении иска в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 по делу N А17-11219/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Современной Медицины" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Клиника Современной Медицины".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 13 - 16 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой. На основании информации, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи. В случае, если гражданин выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает срок ожидания медицинской помощи, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2019 г. N Ф01-3794/19 по делу N А17-11219/2017
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3794/19
15.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10031/18
11.04.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-11219/17
06.03.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-11219/17
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-11219/17
12.10.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-11219/17