Нижний Новгород |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А28-13647/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.08.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Денисовой Е.Ю., доверенность от 28.05.2019,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "ИнТехСервис-Плюс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.02.2019,
принятое судьей Двинских С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019,
принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
по делу N А28-13647/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнТехСервис-Плюс"
(ИНН: 4345232257, ОГРН: 1084345013708)
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИнТехСервис-Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 26.09.2018 N 259.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция).
Решением суда от 07.02.2019 заявленное требование удовлетворено частично: решение Фонда признано недействительным в части начисления штрафа в размере 70 232 рублей 04 копеек, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 решение Арбитражного суда Кировской области оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Общество указывает на то, что в 2015 - 2016 годах Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) не содержал отдельного вида деятельности "Услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества" и такие работы и услуги входили в состав вида деятельности "Управление недвижимым имуществом". Осуществление деятельности по управлению недвижимым имуществом не в полном объеме (выполнение части услуг из всего перечня) не лишает Общества права на применение пониженного тарифа страховых взносов. В ходе выездной проверки за 2013-2014 годы Фонд не выявил нарушений при применении пониженного тарифа страховых взносов, в связи с чем акт, составленный по результатам указанной проверки, является письменным разъяснением о порядке исчисления, уплаты страховых взносов для Общества, свидетельствует об отсутствии вины и наличии оснований для освобождения страхователя от ответственности за неуплату страховых взносов.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность принятых судебных актов.
Общество и Инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составил акт от 21.08.2018 N 372.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о неправомерном применении Обществом пониженного тарифа страховых взносов, поскольку указанный им в расчетах формы 4-ФСС основной вид деятельности (ОКВЭД 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда") не соответствует фактически осуществленному виду деятельности.
Рассмотрев материалы проверки, Фонд вынес решение от 26.09.2018 N 259 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в общей сумме 130 232 рубля 04 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 762 994 рублей 42 копеек и 54 750 рублей 07 копеек пеней.
Общество не согласилось с решением Фонда и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 161, 192, 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 10, 28, 39,43, 58 Закона N 212-ФЗ, статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", статьей 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (далее - Постановление Госстандарта N 454-ст), Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2015 N 304-КГ15-4966, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2006 N 15000/05, от 08.02.2005 N 10423/04, от 16.11.2004 N 5872/04, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Общества права на применение пониженного тарифа страховых взносов, вместе с тем усмотрел смягчающие вину обстоятельства и снизил размер начисленного штрафа.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Кировской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, организации.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются, в частности, выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов (пункт 3); иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (пункт 4).
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (часть 2 статьи 43 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из статьи 58 Закона N 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и определены условия применения пониженного тарифа.
Согласно подпункту "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является управление недвижимым имуществом.
В силу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, группировка 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает в себя "Управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1), "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2) и "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что в 2015 - 2016 годах Общество являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и исчисляло страховые взносы по пониженным тарифам на основании подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, указав в качестве основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32.1).
В ходе проверки Общество представило договоры, регулирующие хозяйственную деятельность плательщика страховых взносов в области оказания услуг и выполнения работ в 2015 - 2016 годах: договоры на техническое обслуживание (содержание и технический ремонт) общего имущества многоквартирных домов, заключенных с товариществами собственников жилья, договоры на оказание услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, заключенные с товариществами собственников жилья, договоры на техническое обслуживание домофонных систем, на обслуживание лифтов, на клининговые услуги и договоры теплоснабжения.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу, что на основании договоров, заключенных с товариществами собственников жилья и обществом с ограниченной ответственностью "ИТС Комфорт", Общество фактически выступало подрядчиком и получало доход, не связанный с осуществлением заявленного основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда". Общество не осуществляло самостоятельной деятельности по управлению недвижимым имуществом в качестве управляющей компании по смыслу статьей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доказательств передачи заявителю полномочий по управлению многоквартирными домами в материалы дела не представлено.
На основании изложенного установив, что фактически Общество не осуществляло деятельность по управлению недвижимым имуществом, а оказывало услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, суды обоснованно указали на отсутствие у заявителя права на применение пониженных тарифов страховых взносов и правомерно отказали в признании решения Фонда недействительным.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для освобождения от ответственности за неполную уплату страховых взносов правомерно отклонен судами, поскольку указанные Обществом обстоятельства (невыявление Фондом в ходе выездной проверки 2013 - 2014 годов нарушений при применении пониженного тарифа) не исключают вину Общества и не свидетельствуют о неправомерности привлечения страхователя к ответственности в виде уплаты пеней и штрафа.
Иные доводы Общества основаны на неверном толковании норм права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.02.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А28-13647/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнТехСервис-Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ИнТехСервис-Плюс".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИнТехСервис-Плюс" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.06.2019 N 1298.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалам дела не противоречит, что в 2015 - 2016 годах Общество являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и исчисляло страховые взносы по пониженным тарифам на основании подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, указав в качестве основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32.1).
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу, что на основании договоров, заключенных с товариществами собственников жилья и обществом с ограниченной ответственностью "ИТС Комфорт", Общество фактически выступало подрядчиком и получало доход, не связанный с осуществлением заявленного основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда". Общество не осуществляло самостоятельной деятельности по управлению недвижимым имуществом в качестве управляющей компании по смыслу статьей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 августа 2019 г. N Ф01-3797/19 по делу N А28-13647/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3797/19
24.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2271/19
14.03.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1975/19
07.02.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-13647/18
25.10.2018 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-13647/18