Нижний Новгород |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А11-15735/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Павлова В.Ю., Камановой М.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.02.2019,
принятое судьей Степановой Р.К., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А11-15735/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Борисоглебское"
(ИНН: 3334001175, ОГРН: 1023302152257)
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Борисоглебское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление Росимущества), которое выразилось в непринятии решения по вопросу о выкупе земельного участка с кадастровым номером 33:15:000920:8, и об обязании направить Обществу в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу договор купли-продажи указанного земельного участка.
Заявленные требования основаны на положениях главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьях 1 и 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", мотивированы тем, что Управление не приняло решение по обращению Общества, что является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 07.02.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019, удовлетворил заявленные требования, признав бездействие Управление незаконным и обязав его в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:15:000920:8.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить их и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, незаконное бездействие с его стороны отсутствует, поскольку он принял достаточные меры в целях принятия решения, однако, не вправе окончательно разрешить этот вопрос до поступления поручения от Росимущества. Кроме того, кассатор указал, что Общество не доказало факт пользования земельным участком в соответствии с его целевым назначением. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Общество отзыв на кассационную жалобу в окружной суд не представило, представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество владеет земельным участком с кадастровым номером 33:15:000920:8 на праве постоянного (бессрочного) пользования площадью 108 054 квадратных метров, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения и находящимся в собственности Российской Федерации.
Участок был предоставлен государственному племенному заводу "Зименки" (впоследствии общество с ограниченной ответственностью "Племенной завод "Зименки" (ИНН: 3334018524), далее - ООО "ПЗ Зименки"). На упомянутом участке расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся в собственности ООО "ПЗ Зименки".
В связи с реорганизацией в форме присоединения ООО "ПЗ Зименки" присоединено к Обществу, которое стало собственником объектов недвижимости и владельцем земельного участка.
Общество 11.09.2018 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:15:000920:8 в собственность.
Поскольку решение по данному заявлению Управлением не принято, Общество, посчитав такое бездействие незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), и устанавливает, нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения государственными органами оспариваемых действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что приобретение сельскохозяйственными организациями для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В соответствии с пунктом 2 статьи 3 последнего из названных законов юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, кроме случаев, в том числе, указанных в пункте 2 статьи 39.3 этого кодекса.
В статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа, помимо прочего, земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 кодекса (подпункт 7 пункта 2).
В спорной ситуации правом на выкуп земельного участка обладают лица, имеющие статус сельскохозяйственной организации, или осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, использующие принадлежащие им земельные участки по целевому назначению и осуществляющие деятельность про производству сельскохозяйственной продукции.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. В данной норме предусмотрен тридцатидневный срок (со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка) для рассмотрения уполномоченным органом поступившего заявления и принятия по нему решения об отказе либо об удовлетворении.
Исходя из статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4).
Положение об Управлении, утвержденное приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453, предусматривает, что Управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным положением. По поручению Росимущества Управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектаров (пункты 4, 4.2.27).
С учетом приведенных норм суды обеих инстанций верно заключили, что именно Управление является тем государственным органом, который наделен полномочиями по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Владимирской области, принятию решения о предоставлении их в собственность и подготовке проектов договоров купли-продажи, совершению иных действий, направленных на реализацию требования о приватизации земельных участков. Управление, являясь уполномоченным органом, обязано было рассмотреть заявление Общества и принять соответствующее решение по нему.
Вопреки доводам кассатора, действующее законодательство не предусматривает необходимость обращения заинтересованных лиц с заявлением о приобретении земельного участка в собственность непосредственно в Росимущество. Факт отсутствия поручения вышестоящего органа, данного Управлению, на отчуждение федерального имущества, либо необходимость его оформления, не может служить препятствием для реализации данного лица прав на приобретение земельного участка в собственность, а также продлевать срок принятия решения о предоставлении земельного участка, установленный в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разграничение полномочий между федеральным органом и его территориальными управлениями, представляющего федерального собственника, не может быть препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, также не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Судами обеих инстанций установили, что Общество занимается сельскохозяйственным производством и именно для этих целей используется спорный земельный участок том 2 листы дела 118-120). Доказательств обратного в дело не представлено.
Установив, что Общество является субъектом спорных отношений, а уполномоченный орган - Управление, в установленный законом срок не приняло решение по заявлению Общества, нижестоящие суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Довод заявителя о том, что Общество не доказало факт использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, был предметом рассмотрения в апелляционной инстанции и мотивированно отклонен. Данный довод свидетельствует о несогласии с выводами судов, содержащимися в обжалованных актах, направлен на их переоценку, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 по делу N А11-15735/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4).
...
Вопреки доводам кассатора, действующее законодательство не предусматривает необходимость обращения заинтересованных лиц с заявлением о приобретении земельного участка в собственность непосредственно в Росимущество. Факт отсутствия поручения вышестоящего органа, данного Управлению, на отчуждение федерального имущества, либо необходимость его оформления, не может служить препятствием для реализации данного лица прав на приобретение земельного участка в собственность, а также продлевать срок принятия решения о предоставлении земельного участка, установленный в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф01-3870/19 по делу N А11-15735/2018