г. Нижний Новгород |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А39-6477/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
при участии представителя от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Матявиной Н.В. (доверенность от 24.05.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019, принятое судьями Богуновой Е.А., Волгиной О.А., Вечкановым А.И., по делу N А39-6477/2018 Арбитражного суда Республики Мордовия
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мордоврегионагроснаб" (ОГРН: 1021300973759, ИНН: 1326047341)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мордоврегионагроснаб" (далее - ООО "Мордоврегионагроснаб") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Ялга Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 28.11.2018 удовлетворил исковые требования в полном объеме, изложив подпункт 15.2 пункта 15 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 06.11.2017 N 2/257 в следующей редакции: "Владелец" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", (по ставкам договорного сбора, установленного протоколом согласования договорной цены (приложение 1) ежесуточную договорную плату за использование пути необщего пользования протяженностью 1800 метров, используемом при подаче и уборке вагонов. Размер платы, установленный настоящим пунктом договора, может быть изменен "Перевозчиком" в одностороннем порядке с последующим письменным уведомлением "Владельца", которое является неотъемлемой частью настоящего договора".
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.03.2019 изменил решение и урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора N 2/257 от 06.11.2017 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, изложив подпункт 15.2 пункта 15 договора N 2/257 от 06.11.2017 в следующей редакции: "Владелец" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", протяженностью 1800 метров, используемого при подаче и уборке вагонов, договорную плату за использование пути необщего пользования. Плата определяется с учетом ставки 3065,00 рублей за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата определяется в соответствии с Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется исключительно за те сутки, в течение которых осуществлялось пользование указанным железнодорожным путем в пользу Владельца и облагается НДС. В случае утверждения правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новыми ставками только после подписания сторонами соответствующего соглашения к договору, вносящего изменения об оплате в условия договора.".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить постановление апелляционной инстанции, изложив подпункт 15.2 пункта 15 договора от 06.11.2017 N 2/257 в следующей редакции: "Владелец" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику" (по ставкам договорного сбора, установленного протоколом согласования договорной цены (приложение 1) ежесуточную договорную плату за использование пути необщего пользования протяженностью 1800 метров, используемом при подаче и уборке вагонов. В случае утверждения правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новыми ставками только после подписания сторонами соответствующего соглашения к договору, вносящего изменения об оплате в условия договора.".
Заявитель не согласен с принятым судебным актом в части установления спорной платы по фактическому использованию пути, а не ежесуточно, считает, что это противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017. Договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в проекте договора, вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе в целью обеспечения исполнения обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Мордоврегионагроснаб" в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя и просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, при заключении договора от 06.11.2017 N 2/257 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Ялга Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", у сторон - ОАО "РЖД" и ООО "Мордоврегионагроснаб" возникли разногласия относительно редакции подпункта 15.2 пункта 15 договора.
Согласно редакции указанного пункта, предложенного ОАО "РЖД" в проекте договора, "Владелец" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", (по ставкам договорного сбора, установленного протоколом согласования договорной цены (приложение 1) ежесуточную договорную плату за использование пути необщего пользования протяженностью 1800 метров, используемом при подаче и уборке вагонов.
Размер платы, установленный настоящим пунктом договора, может быть изменен "Перевозчиком" в одностороннем порядке с последующим письменным уведомлением "Владельца", которое является неотъемлемой частью настоящего договора".
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов предусмотренная пунктом 17 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов определяется в соответствии с распоряжением ООО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056 "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов", по ставке утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51, которая будет составлять с 01.01.2017 - 3065 рублей за 1,0 км в сутки (пункт 1 Протокола согласования договорной цены).
"Владелец" уплачивает "Перевозчику" в качестве компенсации за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику": ежесуточную договорную плату в размере 1186 рублей 73 копейки без учета НДС за использование пути необщего пользования протяженностью 1 800 метров, используемом при подаче и уборке вагонов (пункт 2).
По итогам рассмотрения проекта договора ООО "Мордоврегионагроснаб" направило 16.01.2018 в адрес ОАО "РЖД" протокол разногласий от 16.01.2018, согласно которому Общество исключило подпункт 15.2 пункта 15 из договора.
Протокол разногласий от 16.01.2018 подписан со стороны ОАО "РЖД" с протоколом согласования разногласий от 30.01.2018 с указанием о том, что по подпункту 15.2 пункта 15 договора, пункт 2 Приложения 1 стороны не пришли к согласию.
Истец, полагая включение данного пункта в условия договора правомерным, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 58 Устава в редакции, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 58 Устава).
Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
Между тем приняв во внимание, что условие о ежесуточном взимании платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования в отсутствие его фактического использования контрагентом перевозчика нормативными правовыми актами не установлено и сторонами в добровольном порядке не согласовано, суд апелляционной инстанции правомерно счел определение подобного условия договора, предложенного перевозчиком, необоснованным, и исключил его из редакции подпункта 15.2 пункта 15 договора.
Оснований не согласится с выводами суда не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они не опровергают выводы суда, основанные на обстоятельствах дела и нормах права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 по делу N А39-6477/2018 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Исходя из содержания указанной нормы, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф01-3325/19 по делу N А39-6477/2018