Нижний Новгород |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А29-17819/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Степанова К.А. (доверенность от 15.02.2019)
третьего лица: Московцева И.В. (доверенность от 01.03.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми и
общества с ограниченной ответственностью "Межадорское"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2019,
принятое судьей Басмановым П.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019,
принятое судьями Кононовым П.И., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А29-17819/2018
по заявлению Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка
Республики Коми о признании недействительным представления
Контрольно-счетной палаты Республики Коми,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Межадорское",
и установил:
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Республики Коми (далее - Контрольно-счетная палата, надзорный орган) от 26.10.2018 N 05-05/5.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Межадорское" (далее - ООО "Межадорское", Общество).
Решением суда первой инстанции от 01.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.05.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно истолковали Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2012 N 576 (далее - Порядок N 576). По его мнению, при предоставлении субсидии на техническое и технологическое перевооружение подлежат снижению в определенных случаях (в том числе в случае недостижения показателей результативности) суммы затрат, понесенных организациями и предъявленных к субсидированию, а не общие суммы субсидий, определенные в приложении N 6 к Порядку N 576 исключительно для целей планирования бюджета. Указывает на неисполнимость представления. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой также просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты.
Ссылаясь на статьи 1, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 28, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), ООО "Межадорское" полагает, что Обществу обоснованно была предоставлена субсидия в сумме 7 920 000 рублей, что соответствует положениям Постановления N 576. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Надзорный орган в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителей.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Министерство и ООО "Межадорское" заключили соглашение о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства от 28.01.2016.
Согласно отчету о достижении плановых значений показателей результативности использования субсидий Обществом за второй квартал 2016 года не выполнен показатель по сохранению поголовья крупного рогатого скота (плановое значение - 852, фактически - 824).
По заявлению ООО "Межадорское" от 18.08.2016 Министерством принято решение о предоставлении субсидии на техническое и технологическое перевооружение (первый доильный робот Lely Astronaut A4) в сумме 7 200 000 рублей, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 29.08.2016 N 18, а также приказом от 30.08.2016 N 433.
Кроме того, по заявлению Общества от 12.09.2016 Министерством принято решение о предоставлении субсидии на техническое и технологическое перевооружение (второй доильный робот Lely Astronaut A4) в сумме 720 000 рублей, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 23.09.2016 N 21, а также приказом Минсельхоза Республики Коми от 26.08.2016 N 488.
Таким образом, Министерством в 2016 году предоставлены субсидии ООО "Межадорское" на общую сумму 7 920 000 рублей.
На основании пункта 1.3 плана работы от 28.12.2017 N 3/32, распоряжения от 06.02.2018 N 4-р Контрольно-счетной палатой РК проведена проверка законности и результативности использования средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми в 2016 году - текущем периоде 2018 года на государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми".
В ходе проведения проверки надзорным органом установлено, что субсидия в размере 720 000 рублей предоставлена Министерством Обществу в 2016 году с нарушением установленных условий.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.05.2018 N 04-04/10.
Надзорным органом в адрес Министерства выдано представление 26.10.2018 N 05-5/5, которым на него возложена обязанность принять меры по возврату получателем субсидии в размере 720 000 рублей.
Не согласившись с представлением надзорного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 28, 265, 268.1 БК РФ, Порядком N 576, суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Правовой статус Контрольно-счетной палаты Республики Коми регламентирован положениями Закона Республики Коми от 28.09.2011 N 73-РЗ "О Контрольно-счетной палате Республики Коми".
На основании пункта 2 статьи 268.1 БК РФ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
Как видно из материалов дела, по результатам контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой направлено в адрес Министерства представление, которым на последнее возложена обязанность принять меры по возврату от ООО "Межадорское" субсидии на техническое и технологическое перевооружение, выданной с нарушением условий, установленных Порядком N 576, в размере 720 000 рублей.
Из пункта 1.2.1 Порядка N 576, а также приложения N 3 к нему следует, что субсидии на техническое и технологическое перевооружение животноводства и кормопроизводства предоставляются, в том числе организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, на компенсацию стоимости приобретенных в предыдущем и (или) текущем году машин и оборудования для животноводства в целях реализации проектов по строительству (реконструкции) животноводческих помещений для содержания крупного рогатого скота, а также проектов, признанных эффективными и целесообразными к реализации по итогам первого этапа конкурсного отбора проектов по строительству (реконструкции) животноводческих помещений для содержания крупного рогатого скота и фактически реализуемых - в размере 70 процентов их стоимости (включая установки и аппараты доильные).
Пунктом 1.2.3 Порядка N 576 определено, что общая сумма субсидий, выделяемых в течение текущего финансового года одному получателю субсидий в соответствии с пунктом 1.2.1 настоящего раздела, определяется в зависимости от выручки (дохода) от реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий календарный год (для вновь созданных - за отчетный налоговый период, с момента создания, но не менее чем за 6 месяцев) и не должна превышать размера, определенного в приложении 6 к настоящему Порядку.
В соответствии с приложением N 6 к Порядку N 576 при сумме выручки (дохода) от реализации продукции за предыдущий календарный год, превышающей 25 000 000 рублей, размер субсидии составляет не более 8 000 000 рублей.
Суды установили, что объем выручки, полученной ООО "Межадорское" от реализации продукции за 2015 год составил 51 257 000 рублей, в связи с чем максимальный размер выделяемой ему в 2016 году субсидии составлял 8 000 000 рублей.
Согласно пункту 2.1.3 соглашения от 28.01.2016, заключенного между Министерством и ООО "Межадорское", заявитель обязан предоставлять получателю субсидию из средств бюджета, предусмотренную на реализацию мероприятий государственной программы, в соответствии с порядками и условиями, установленным на соответствующий финансовый год.
В силу пункта 2.2.1 соглашения получатель субсидии обеспечивает достижение показателей результативности использования субсидий согласно приложению N 1 к соглашению.
Поголовье крупного рогатого скота по итогам первого полугодия 2016 года в ООО "Межадорское" должно составить 850 голов (Приложение N 1 к соглашению).
Из материалов дела видно, что в рассмотренном случае по итогам первого полугодия 2016 года данный показатель Обществом не был достигнут (поголовье составило 824 головы). Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Заявители кассационных жалоб не согласны с толкованием судами положений пункта 4 Порядка N 576, определяющего порядок снижения размера государственной поддержки при невыполнении получателями субсидий условий соглашения, в том числе недостижении плановых значений показателей результативности использования субсидий в предыдущем или текущем году.
Названной нормой предусмотрено, что при невыполнении получателями субсидий условий соглашения, в том числе недостижении плановых значений показателей результативности использования субсидий в предыдущем или текущем году, размер предоставляемой государственной поддержки на указанные в настоящем пункте мероприятия, за исключением субсидий на денежную выплату специалистам и рабочим кадрам и субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, снижается на 10 процентов или государственная поддержка не предоставляется. Порядок снижения размера (непредоставления) государственной поддержки устанавливается Министерством по согласованию с Министерством финансов Республики Коми.
В абзаце 2 пункта 1 раздела 1 Постановления N 576 определено, что предоставление государственной поддержки осуществляется Министерством за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию мероприятий Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 424.
Министерство полагает, что по смыслу пункта 4 Порядка N 576 в установленных в нем случаях при предоставлении субсидии снижению подлежат суммы затрат, понесенных организациями и предъявленных к субсидированию, в то время как, по мнению надзорного органа, на 10 процентов необходимо снижать общий объем субсидий, выделяемый в течение финансового года одному получателю субсидий, указанный в приложении N 6 к Порядку N 576.
Проанализировав нормы Порядка N 576, суды сделали верный вывод о том, что в силу пункта 4 Порядка N 576 в случае недостижения плановых показателей размер предоставляемой субсидии снижается на 10 процентов; при этом под размером субсидии понимается общий объем предоставляемых в соответствующем году бюджетных денежных средств.
Исследовав представленные в материалы доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что ООО "Межадорское" в 2016 году мог быть предоставлен максимальный размер субсидии, составляющий 8 000 000 рублей, суды правильно посчитали, что при применении пункта 4 Порядка N 576 такой размер подлежал уменьшению на 10 процентов, то есть до 7 200 000 рублей.
С учетом изложенного доводы заявителей об обратном правомерно отклонены судами, так как основаны на ошибочном толковании пункта 4 Порядка N 576.
В подтверждение названного вывода суды обоснованно сослались на последующие вносимые в норму пункта 4 Порядка N 576 изменения (в редакциях постановлений Правительства Республики Коми от 15.05.2017 N 257; от 30.12.2017 N 687), согласно которым в случае недостижения плановых показателей результативности использования субсидий производится их возврат. То есть данный пункт должен восприниматься именно как мера воздействия на получателей субсидий в целях выполнения плановых показателей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемой ситуации Обществу предоставлена субсидия в 2016 году в размере 7 920 000 рублей, в то время как плановые показатели как за второй квартал 2016 года, так и за 2016 год им не были выполнены, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое представление, возлагающее на Министерство обязанность принять меры по возврату субсидии в размере 720 000 рублей, соответствовало положениям действующего бюджетного законодательства и не нарушало права и законные интересы заявителя.
Таким образом, суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Довод Министерства о неисполнимости оспариваемого представления в установленный в нем срок - 30 дней, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку по смыслу последнего абзаца резолютивной части данного представления Министерству необходимо в течение одного месяца не обеспечить возврат субсидии в размере 720 000 рублей, а уведомить Контрольно-Счетную палату о мерах, принятых для такого возврата.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом приведенных в кассационных жалобах доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, выводы судов не опровергают. По существу эти доводы свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Министерства не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества в размере 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 23.07.2019 N 102 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А29-17819/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми и общества с ограниченной ответственностью "Межадорское" оставить без изменения - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Межадорское" в размере 1500 рублей отнести на заявителя.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Межадорское" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.07.2019 N 102.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2 статьи 268.1 БК РФ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф01-4075/19 по делу N А29-17819/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4075/19
23.05.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2824/19
14.05.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2911/19
01.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-17819/18