Нижний Новгород |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А43-4067/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Министерства внутренних дел по городу Дзержинску
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-4067/2019
по заявлению Управления Министерства внутренних дел по городу Дзержинску Нижегородской области о привлечении индивидуального предпринимателя Паняшкиной Наталии Геннадьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
и установил:
Управление Министерства внутренних дел по городу Дзержинску Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Паняшкиной Наталии Геннадьевны (далее - ИП Поняшкина Н.Г., Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 03.04.2019 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование и привлек ИП Паняшкину Н.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с конфискацией пескоструйного станка и сырья.
Постановлением апелляционного суда от 14.06.2019 решение суда отменено, Управлению отказано в удовлетворении заявления о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.
Управление не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Ссылаясь на Номенклатуру работ и услуг в здравоохранении, утвержденную приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее - Номенклатура), заявитель считает, что в действиях Предпринимателя содержится событие вменяемого правонарушения, так как ИП Поняшкина Н.Г. осуществляла медицинскую деятельность по изготовлению бюгельного каркаса в отсутствие соответствующей лицензии. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприниматель в ходатайстве просит оставить постановления суда без изменения и рассмотреть спор без его участия.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в результате проведенной проверки сотрудники административного органа выявили 16.01.2019 в 15:50 по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, улица Речное шоссе, дом 17а, фат того, что Предприниматель организовал в помещении площадью 16 квадратных метров деятельность по изготовлению зубных каркасов под металлокерамику, изготовлению бюгельных каркасов.
Усмотрев в действиях ИП Паняшкиной Н.Г. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган 21.01.2019 составил протокол об административном правонарушении 52 БЗ N 338723 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 2.9, 4.1, частью 2 статьи 14.1, статьей 29.10 КоАП РФ, статьями 3 и 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и назначил наказание в виде 5 000 рублей штрафа с конфискацией пескоструйного станка и сырья.
Апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, а также положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Номенклатурой, и пришел к выводу о том, что в данном случае Предприниматель не осуществлял медицинскую деятельность, которая требует оформления лицензии, что свидетельствует об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, и отказал административному органу в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального (разрешения) лицензии, если такое разрешение (такая лицензия обязательно (обязательна) предусмотрена административная ответственность.
В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
На основании пункта 3 Положения N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно Положению N 291 к услугам, составляющим медицинскую деятельность, относятся стоматология, стоматология ортопедическая, стоматология хирургическая.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг, представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу (пункт 3 Номенклатуры).
Раздел "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Раздел "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В рассмотренном случае суд апелляционной инстанции не усмотрел осуществление Предпринимателем медицинской деятельности по стоматологии ортопедической.
Апелляционный суд установил, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Паняшкина Н.Г. осуществляет литье прочих цветных металлов (код деятельности 24.54; основной вид деятельности), а также литье легких металлов (код деятельности 24.53; дополнительный вид деятельности). Указанный вид деятельности не требует оформление лицензии.
В целях осуществления своей деятельности Предприниматель арендует по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, улица Речное шоссе, дом 17а, нежилое помещение площадью 16,8 квадратного метра.
При этом Предприниматель оказывает, в том числе услуги лицам, осуществляющим медицинскую деятельность (зубные техники), отливая для них металлические элементы, используемые ими в дальнейшем для изготовления конструкций, применяемых в стоматологической деятельности (в том числе осуществляя литейные работы по изготовлению металлических деталей для изготовления зубными техниками бюгельных каркасов).
ИП Паняшкина Н.Г. не проводила прием (осмотр, консультацию) пациентов, не осуществляла в отношении пациентов какие-либо виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В частях 1 и 3 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из содержания пунктов 1 и 3 статьи 38 указанного закона протезно-ортопедические конструкции являются медицинскими изделиями.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что на осуществление деятельности по изготовлению металлических деталей для зубных протезов и зуботехнических ортопедических конструкций получение лицензии как на медицинскую деятельность не требовалось.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае Предприниматель не осуществлял медицинскую деятельность, которая требовала оформления лицензии, что свидетельствует об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, в связи с чем правомерно отказал административному органу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 по делу N А43-4067/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел по городу Дзержинску - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В частях 1 и 3 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
...
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2019 г. N Ф01-4246/19 по делу N А43-4067/2019