Нижний Новгород |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А17-75/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть-Кохма"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2019,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу N А17-75/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть-Кохма"
(ИНН: 3711043800; ОГРН: 1163702068606)
о признании незаконным бездействия
Департамента энергетики и тарифов Ивановской области
(ИНН: 3729024414; ОГРН: 1033700052484)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть-Кохма" (далее - Общество, ООО "Промэнергосеть-Кохма") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент, уполномоченный орган), выразившегося в неустановлении для Общества тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2019.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда 04.07.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель считает, что суды не применили подлежащие применению статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) и неправильно применили с Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, несоответствие Общества критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям Департаментом не доказано. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве возразил относительно доводов заявителя, просит рассмотреть кассационную жалобу без его участия.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Промэнергосеть-Кохма" является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области и в отношении которой постановлением Департамента от 29.12.2017 N 181-э/б "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год" установлены тарифы на передачу электрической энергии.
Общество 16.04.2018 обратилось в Департамент с заявлением N 16-04 с приложением материалов об установлении размера тарифов на 2019.
По итогам рассмотрения предложений о размере цен (тарифов) на 2019 Департаментом в адрес ООО "Промэнергосеть-Кохма" 22.10.2018 направлено уведомление N 1584-018/7-07 об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по причине несоответствия Общества пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Постановление N 184).
ООО "Промэнергосеть-Кохма" 09.11.2018 повторно в соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178) обратилось в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, к которому приложило расчетные материалы.
Извещением от 03.12.2018 N 1929-018/7-07 Департамент уведомил Общество об открытии с 03.12.2018 дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) методом экономически обоснованных расходов ООО "Промэнергосеть-Кохма" на 2019 год - первый год регулирования как для организации, признанной не соответствующей Постановлению N 184, по состоянию на 1 ноября 2018 года, и включенной в список территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования - 2018 году, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования - 2019 год.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 были утверждены для Общества постановлением Департамента энергетики и тарифов от 27.02.2019 N 7-э/1.
Полагая, что Департамент, не установив в отношении ООО "Промэнергосеть-Кохма" на основании его обращения от 16.04.2018 тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, допустил незаконное бездействие, которое не соответствовало положениям действующего законодательства и нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Постановлением N 184, Правилами N 1178, суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 35-ФЗ территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных этим законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу части 2 статьи 20 Федерального закона N 35-ФЗ в электроэнергетике применяются методы государственного регулирования и контроля в том числе государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ).
В порядке реализации положений статьи 24 названного закона Правительством Российской Федерации разработаны Правила N 1178.
Согласно пунктам 12 и 17 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней), в том числе на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям с приложением обосновывающих материалов, в том числе утвержденных руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенных печатью заявителя (при наличии печати) схем соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев.
Органом исполнительной власти, наделенным полномочиями на территории Ивановской области по утверждению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 N 577-п, является Департамент энергетики и тарифов.
Из уведомления от 22.10.2018 следует, что материалы для установления тарифа были представлены Обществом в Департамент письмом от 16.04.2018 N 37-04.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены Постановлением N 184.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (пункт 24 Правил N 1178).
Из материалов дела видно, что, установив несоответствие ООО "Промэнергосеть-Кохма" критериям, утвержденным Постановлением N 184, Департамент в соответствии с требованиями пункта 24 Правил N 1178 направил в адрес Общества 22.10.2018 соответствующее уведомление N 1584-018/7-07.
Суды обоснованно посчитали, что несогласие Общества с результатом рассмотрения его заявления об установлении тарифа не свидетельствует о несовершении Департаментом действий, предписанных законодательством.
В рассматриваемом случае предметом иска (материально-правовым требованием) являлось оспаривание бездействия Департамента.
Вопрос о законности уведомления от 22.10.2018 за N 1584-018/7-07 в качестве предмета заявления со стороны ООО "Промэнергосеть-Кохма" не ставился.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными бездействия Департамента, выраженного в неустановлении для ООО "Промэнергосеть-Кохма" тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии с 1 января 2019 года.
Ссылка Общества на статью 12 ГК РФ и абзац 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правомерно отклонена судами, поскольку в данном случае названная норма неприменима, так как уведомление от 22.10.2018 за N 1584-018/7-07 следует рассматривать в качестве ненормативного акта, оформившего сложившиеся правоотношения в части возможности установления тарифа, который может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ. Действующее законодательство не устанавливает возможность признания незаконным ненормативного акта в порядке статьи 12 ГК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А17-75/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть-Кохма" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Промэнергосеть-Кохма".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что, установив несоответствие ООО "Промэнергосеть-Кохма" критериям, утвержденным Постановлением N 184, Департамент в соответствии с требованиями пункта 24 Правил N 1178 направил в адрес Общества 22.10.2018 соответствующее уведомление N 1584-018/7-07.
...
Ссылка Общества на статью 12 ГК РФ и абзац 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правомерно отклонена судами, поскольку в данном случае названная норма неприменима, так как уведомление от 22.10.2018 за N 1584-018/7-07 следует рассматривать в качестве ненормативного акта, оформившего сложившиеся правоотношения в части возможности установления тарифа, который может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ. Действующее законодательство не устанавливает возможность признания незаконным ненормативного акта в порядке статьи 12 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 сентября 2019 г. N Ф01-4155/19 по делу N А17-75/2019