Нижний Новгород |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А82-10244/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2019,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019,
принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А82-10244/2017
по заявлению закрытого акционерного общества "Верхневолжская управляющая компания" (ИНН: 7606070954, ОГРН: 1087606003847)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области
(ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612)
о признании недействительным ненормативного правового акта
и установил:
закрытое акционерное общество "Верхневолжская управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) от 26.06.2017 N 808Г-03-10.
Решением суда от 16.02.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание от 26.06.2017 признано незаконным и отменено.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.05.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы полагает, что суды не применили статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункты 16, 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), подлежащие применению. По мнению заявителя жалобы, при наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая организация обязана заключить договор и подписать от имени собственника (пользователя) помещения (квартиры) договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования при наличии соответствующего протокола собрания. При ином толковании положений указанных Правил исполнимость решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме фактически относится на усмотрение управляющей организации, что недопустимо. Департамент обращает внимание на то, что решение общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома незаконным не признано, соответственно, незаключение договора в рассматриваемой ситуации является не только необоснованным, но и незаконным, а также нарушает права собственников данного многоквартирного дома.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Общество в отзыве возразило против доводов Департамента, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Ярославль, Ленинградский проспект, дом 67, на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 31.03.2015 N 076-000004, договора управления от 01.11.2012.
В период с 26.05.2017 по 19.06.2017 на основании приказа от 24.05.2017 N 03-808 Инспекцией в связи с обращением жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, Ленинградский проспект, дом 67, в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля.
В ходе проверки Департамент установил, что в нарушение лицензионных условий и требований, установленных подпунктами "а", "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 1110); подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491); части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ; части 2 пункта "а" статьи 17 Правил N 410, Обществом не заключен договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования в интересах каждого из собственников помещений многоквартирного дома.
Выявленные нарушения отражены в акте от 19.06.2017 N 808Г-03-10.
В целях устранения допущенных нарушений Обществу выдано обязательное для исполнения предписание от 26.06.2017 N 808Г-03-10 с требованием в срок до 10.08.2017 заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутриквартирного газового оборудования дома 67 (протокол общего собрания собственников жилых помещений от 15.02.2017 N 1 о делегировании прав на заключение договора).
Общество посчитав указанное предписание Департамента незаконным, обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 198 АПК РФ, статьями 39, 161, 162 ЖК РФ, положениями Правил N 410, Правил N 491, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, оспариваемое предписание от 26.06.2017 признал незаконным и отменил.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ (в редакции на дату проведения проверки) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В пункте 10 Правил N 491 (в редакции на момент проведения проверки) установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункты "а", "б", "г", "д").
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. В целях управления многоквартирным домом проводится общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
В силу пункта 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в феврале 2017 года собственниками помещений МКД N 67 принято решение о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного оборудования с открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Ярославль" в целом на дом управляющей организацией - Обществом в интересах каждого из собственников. Указанное решение оформлено протоколом N 1.
При этом в силу пункта 2 Правил N 410 к внутриквартирному газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
В соответствии с пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным: в многоквартирном доме: в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме; в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования; в отношении внутридомового газового оборудования в жилом доме - по договору с собственником жилого дома, а в жилом доме государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования; с собственником - в части капитального ремонта такого оборудования.
В подпункте "в" пункта 17 Правил N 410 установлено, что заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан: лицом из числа собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченным на подписание договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от их имени решением общего собрания собственников многоквартирного дома, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью; управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение; товариществом или кооперативом на основании протокола общего собрания членов товарищества или кооператива, на котором принято решение о том, что указанный договор подписывает товарищество или кооператив в интересах каждого из своих членов, проголосовавших за такое решение; управляющей организацией, товариществом или кооперативом, действующими в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.
Таким образом, Правила N 410 предусматривают возможность управляющей организации выступать в качестве заказчика по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования при наличии соответствующего волеизъявления собственников.
Между тем положения пункта 17 Правил N 410 являются исключением по отношению к нормам ЖК РФ, из буквального толкования части 2 статьи 44 ЖК РФ не следует, что общее собрание собственников полномочно принимать решения, связанные содержанием внутриквартирного оборудования.
По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания отдельного жилого помещения (квартиры), включая внутриквартирное газовое оборудование, возлагается на его собственника.
При этом из буквального толкования подпункта "в" пункта 17 Правил N 410 следует, что управляющая организация может подписывать договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение.
При таких обстоятельствах, Департамент, обязывая управляющую организацию заключать договоры со специализированной организацией на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома N 67 (протокол общего собрания собственников жилых помещений от 15.02.2017 N 1 о делегировании прав на заключение договора), должен достоверно установить наличие у собственников помещений названного дома соответствующего волеизъявления.
Установив изложенные обстоятельства суды пришли к правомерному вводу, что в рамках данного дела Департаментом при выдаче оспариваемого предписания протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 67 надлежащим образом не исследован, в акте проверки оценка названного протокола в совокупности с правовым регулированием отношений в рассматриваемой сфере отсутствует. Из акта проверки не следует, что административным органом исследовался вопрос о собственниках помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за решение о заключении управляющей организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, в интересах которых должен быть подписан договор управляющей организацией, согласно статье 48 ЖК РФ, а именно сведения о лицах, участвующих в голосовании; сведения о документах, подтверждающих право собственности лиц, участвующих в голосовании, на помещения в соответствующем многоквартирном доме.
Кроме того, решением Дзержинского районного суда города Ярославля от 31.10.2017 по делу N 12-293/2017 установлено, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Ярославль, Ленинградский проспект, дом 67, как доказательство не подтверждает факт возложения на Общество обязанностей заказчика в отношении внутриквартирного газового оборудования конкретного собственника, собственников квартир, квартир данного дома, поскольку данный документ сам по себе не содержит решений конкретных собственников помещений (квартир) в этом многоквартирном доме о том, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из них поименно, то есть фактически не свидетельствует о наличии у Общества полномочий на заключение соответствующих договоров от их имени.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно признали предписание Департамента недействительным.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Департамента не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019 по делу N А82-10244/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания отдельного жилого помещения (квартиры), включая внутриквартирное газовое оборудование, возлагается на его собственника.
При этом из буквального толкования подпункта "в" пункта 17 Правил N 410 следует, что управляющая организация может подписывать договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение.
...
Установив изложенные обстоятельства суды пришли к правомерному вводу, что в рамках данного дела Департаментом при выдаче оспариваемого предписания протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 67 надлежащим образом не исследован, в акте проверки оценка названного протокола в совокупности с правовым регулированием отношений в рассматриваемой сфере отсутствует. Из акта проверки не следует, что административным органом исследовался вопрос о собственниках помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за решение о заключении управляющей организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, в интересах которых должен быть подписан договор управляющей организацией, согласно статье 48 ЖК РФ, а именно сведения о лицах, участвующих в голосовании; сведения о документах, подтверждающих право собственности лиц, участвующих в голосовании, на помещения в соответствующем многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2019 г. N Ф01-4209/19 по делу N А82-10244/2017