Нижний Новгород |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А43-37336/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Шипулина П.А. (доверенность от 17.09.2018 N 11),
от заинтересованного лица: Логиновой И.Г. (доверенность от 27.08.2019 N 515-149/19),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Исполкома"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2019,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
по делу N А43-37336/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Исполкома" (ИНН: 5263099937, ОГРН: 1135263003424)
о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 07.09.2018 N 515-15-590/2018,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Ушакова Елена Михайловна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Исполкома" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 07.09.2018 N 515-15-590/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Ушакова Елена Михайловна (далее - Ушакова Е.М.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.06.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, у Инспекции отсутствовали основания для проведения фактически третьей проверки в отношении Общества (приказ от 07.09.2018 N 515-15-11313-18); акт проверки Общество не получило; документы, подтверждающие, что проведение проверки на основании приказа от 08.06.2018 N 515-15-346/2018 невозможно, отсутствуют; приказ и запрос направлены по электронной почте без усиленной квалифицирующей электронной подписи.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило заявление собственника жилого помещения N 191 дома 3 по улице Исполкома города Нижнего Новгорода о нарушении Обществом лицензионного требований, а именно неправомерное начисление размера платы по статье "текущий ремонт".
На основании приказа начальника отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции о проведении внеплановой документарной проверки от 08.06.2018 N 515-15-346/2018, в отношении Общества в период с 08.06.2018 по 06.07.2018 организована внеплановая документарная проверка. В связи Обществу направлен запрос от 08.06.2018 N 515-15-11313-18 о предоставлении необходимых для проведения проверки документов, который получен Обществом 28.06.2018.
В Инспекцию 13.07.2018 (по истечении сроков проведения проверки) поступил ответ от 09.07.2018 N 01С-3986, в котором Общество сообщило о том, что информация по запросу будет предоставлена Инспекции обществом с ограниченной ответственностью "Центр СБК" (далее - ООО "Центр СБК").
Вместе с тем, ООО "Центр СБК" исчерпывающую информацию и документы, необходимые для проведения проверки, не представило (письмо от 09.08.2018 N 2060/НФ).
Поскольку в установленные сроки документы не поступили, на основании приказа начальника отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции от 20.08.2018 N 515-15-552/2018 в отношении Общества вновь организована проверка на период с 20.08.2018 по 07.09.2018 и направлен аналогичный запрос, который получен Обществом 29.08.2018 по почте.
В ответ на запрос Инспекции Общество направило жалобу от 31.08.2018 N 01-С-5176 на действия должностного лица отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекции, выразившиеся в направлении приказа о проведении проверки и запроса на электронный адрес Общества, при этом информация и документы, испрашиваемые на основании запроса от 20.08.2018 N 515-15-11313-18, Общество в полном объеме не представило.
В связи с отсутствием в Инспекции необходимых для рассмотрения обращения собственника жилого помещения и проведения проверки информации и документов, а также в связи с истечением сроков, установленных приказом от 20.08.2018 N 515-15-552/2018, в отношении Общества на основании приказа от 07.09.2018 N 515-15-590/2018 вновь организована проверка, а также почтовым отправлением направлен запрос от 07.09.2018 N 515-15-11313-18.
Общество не согласилось с приказом от 07.09.2018 N 515-15-590/2018 и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493) в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу подпункта "а" пункта 11 Положения N 493 предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Аналогичные функции и полномочия Инспекции предусмотрены и в Положении о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ проверкой является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
В части 3 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ предусматрено, что в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (часть 4 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ, указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом действующим законодательством не ограничено количество запросов, которые может направить проверяющий орган, в том числе лицу, в отношении которого проводиться проверка, с целью получения всех необходимых документов для проведения проверки.
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
В части 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ установлен срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, который не может превышать двадцать рабочих дней.
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к акту проверки установлены частью 2 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
В статье 18 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки, к которым в числе прочего относятся соблюдение законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, проведение проверки на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением (пункты 2 и 3).
В части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ установлен перечень грубых нарушений, влекущих признание результатов проверки недействительными.
Как следует из материалов дела и установили суды, основанием для издания приказа от 07.09.2018 N 515-15-590/2018 явилось обращение в Инспекцию собственника жилого помещения о проверки правомерности начисления размера платы по статье "текущий ремонт".
Поскольку у Инспекции имелось предусмотренное частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основание для проведения внеплановой проверки, оспариваемый приказ изданы в пределах полномочий Инспекции. По форме и содержанию приказ соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ.
Общество полагает, что в отношении него Инспекция провела три проверки по одному обращению собственника жилого помещения.
Между тем из материалов дела следует, что у Инспекции отсутствовала объективная возможность провести внеплановую документарную проверку по обращению Ушаковой Е.М. на основании приказов от 08.06.2018 N 515-15-346/2018, от 20.08.2018 N 515-15-552/2018 ввиду непредставления Обществом всех необходимых документов.
По факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) Инспекцией составлен протокол от 17.07.2018 N 515-15-11313/2018.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили что Инспекция при проведении внеплановой документарной проверки по приказу от 07.09.2018 N 515-15-590/2018 не нарушило требований законодательства, и обосновано отказали в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку Обществом испрашиваемые документы представлены в полном объеме не были, акт проверки должностным лицом Инспекции не составлялся.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу N А43-37336/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Исполкома" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 18 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки, к которым в числе прочего относятся соблюдение законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, проведение проверки на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением (пункты 2 и 3).
В части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ установлен перечень грубых нарушений, влекущих признание результатов проверки недействительными.
...
Поскольку у Инспекции имелось предусмотренное частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основание для проведения внеплановой проверки, оспариваемый приказ изданы в пределах полномочий Инспекции. По форме и содержанию приказ соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 сентября 2019 г. N Ф01-4412/19 по делу N А43-37336/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4412/19
11.06.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2970/19
13.02.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-37336/18
21.09.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-37336/18