Нижний Новгород |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А11-8314/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского
хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.04.2019,
принятое судьей Ушаковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А11-8314/2018
по заявлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации
Владимирской области (ИНН: 3329015373, ОГРН: 1033302001655)
о признании недействительным представления от 14.02.2018 N 28-11-20/21-725
Управления Федерального казначейства по Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
и установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее - Управление) от 14.02.2018 N 28-11-20/21-725.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 02.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неверно истолковали нормы материального права. По его мнению, на дату предоставления субсидий ни в одном нормативном документе не было установлено условие о соблюдении уровня софинансирования, а также ответственность за несоблюдение этого условия. Соглашениями, заключенными между администрацией Владимирской области и Министерством, не был установлен уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Заявитель указывает, что предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам осуществлялось в соответствии с постановлением губернатора Владимирской области от 27.02.2013 N 217, а при соблюдении уровня софинансирования данное постановление было бы нарушено, что также является бюджетным нарушением. В части мероприятия по развитию газификации в сельской местности заявитель указывает, что им были приняты все возможные меры по исполнению взятых на себя обязательств в 2015 году, однако соглашение между администрацией Владимирской области и Министерством заключено было только 06.05.2015, а времени на соблюдение процедуры заключения муниципальных контрактов не имелось.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании приказа от 28.12.2017 N 881 Управление провело внеплановую камеральную проверку деятельности Департамента в целях подтверждения фактов нарушений условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), софинансирование которых осуществлялось из федерального бюджета в 2015, 2016 годах.
В ходе проверки выявлены бюджетные нарушения, выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета в виде необеспечения Департаментом уровня софинансирования за счет средств бюджета Владимирской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета.
По результатам проверки составлен акт от 23.01.2018 и вынесено представление от 14.02.2018 N 28-11-20/21-725, которым на Департамент возложена обязанность рассмотреть информацию о перечисленных в данном документе нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий соглашения о предоставлении средств из бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения (осуществлять надлежащий контроль за соблюдением условий предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета в части обеспечения уровня софинансирования за счет средств бюджета Владимирской области) в течение 30 дней с даты получения настоящего представления.
Полагая, что указанный ненормативный правовой акт не соответствует закону и возлагает на Департамент незаконные обязанности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 30, 85, 132, 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу пункта 1 статьи 270.2 Кодекса в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 статьи 6 Кодекса).
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (абзац 20 статьи 6 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 85 Кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных, правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Кодекса под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 132 Кодекса предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 999), которые устанавливают общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), а также порядок определения и установления предельного уровня софинанси-рования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации (пункт 1 Правил N 999).
В силу пункта 2 Правил N 999 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по пред-метам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по вы-полнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил N 999 в редакции, действующий в период предоставления субсидий).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 22 Правил N 999).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Министерство и администрация Владимирской области заключили соглашение от 04.02.2015 N 20/17-с (далее - Соглашение N 20/17-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предметом которого является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, субсидий на поддержку начинающих фермеров в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" и иных субсидий, поименованных в пункте 1.1 Соглашения N 20/17-с.
Кроме того, Министерство и администрация Владимирской области в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Программа), входящей в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 700-р (далее - Распоряжение) заключили соглашение от 06.05.2015 N 643/10-с (далее - Соглашение N 643/10-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Владимирской области по реализации мероприятий Программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации и водоснабжения в сельской местности; развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности; по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (пункт 1.1 Соглашения N 643/10-с)
Соглашением N 20/17-с на финансовое обеспечение мероприятия "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" (далее - Мероприятие N 1) в 2015 году предусмотрены средства в размере 24 320 400 рублей, в том числе 17 810 800 рублей за счет средств федерального бюджета и 6 509 600 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
Между тем фактические расходы средств на финансирование Мероприятия N 1 составили 20 970 256 рублей, в том числе 17 810 800 рублей за счет средств федерального бюджета и 3 159 456 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
Таким образом, субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства по софинансированию при исполнении расходных обязательств Владимирской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 453 444 рублей 22 копеек.
Соглашением N 20/17-с на финансовое обеспечение мероприятия "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства" (далее - Мероприятие N 2) в 2015 году предусмотрены средства в размере 475 367 400 рублей, в том числе 352 820 000 рублей за счет средств федерального бюджета и 122 547 400 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
При этом фактические расходы средств на финансирование Мероприятия N 2 составили 331 329 651 рубль, в том числе 248 417 906 рублей за счет средств федерального бюджета; и 82 911 745 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
Соответственно, в результате неисполнения обязательств субъектом Российской Федерации по софинансированию перерасход средств федерального бюджета составил 2 503 424 рубля 98 копеек.
Соглашением N 20/17-с на финансовое обеспечение мероприятия "Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования" (далее - Мероприятие N 3) в 2015 году предусмотрены средства в размере 16 615 100 рублей, в том числе 13 129 100 рублей за счет средств федерального бюджета 3 486 000 рублей за счет средств бюджета Владимирской области.
Вместе с тем, фактические расходы средств на финансирование Мероприятия N 3 составили 7 341 161 рубль, в том числе 6 169 332 рубля за счет средств федерального бюджета и 1 171 829 рублей за счет средств бюджета Владимирской области (с учетом возврата 2082 рублей в бюджет Владимирской области в соответствии с заявкой на возврат от 15.01.2016 N 8).
Следовательно, в результате неисполнения обязательств субъектом Российской Федерации по софинансированию перерасход средств федерального бюджета составил 368 413 рублей 75 копеек.
Соглашением N 643/10-с на финансовое обеспечение мероприятия "Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности: развитие газификации в сельской местности" (далее - Мероприятие N 4) в 2015 году предусмотрены средства в размере 66 520 100 рублей (бюджетные средства 50 930 300 рублей), в том числе 31 900 000 рублей за счет средств федерального бюджета, 13 671 500 рублей за счет средств бюджета Владимирской области, 5 358 800 рублей за счет средств бюджетов муниципальных образований, 15 589 800 рублей за счет средств внебюджетных источников.
Фактические расходы средств на финансирование Мероприятия N 4 составили 66 780 263 рубля (бюджетные средства - 39 174 801 рубль 13 копеек), в том числе 31 900 000 рублей за счет средств федерального бюджета, 3 155 000 рублей за счет средств бюджета Владимирской области, 4 119 801 рубль за счет средств бюджетов муниципальных образований, 27 605 462 рубля за счет средств внебюджетных источников.
Таким образом, в результате неисполнения субъектом Российской Федерации обязательств по софинансированию перерасход средств федерального бюджета составил 7 363 012 рублей 08 копеек.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о нарушении Департаментом условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий в виде необеспечения уровня софинансирования при исполнении расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации и об обоснованном вынесении оспариваемого представления.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и правомерно отклонены ими, как основанные на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А11-8314/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Министерство и администрация Владимирской области заключили соглашение от 04.02.2015 N 20/17-с (далее - Соглашение N 20/17-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предметом которого является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, субсидий на поддержку начинающих фермеров в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" и иных субсидий, поименованных в пункте 1.1 Соглашения N 20/17-с.
Кроме того, Министерство и администрация Владимирской области в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Программа), входящей в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 700-р (далее - Распоряжение) заключили соглашение от 06.05.2015 N 643/10-с (далее - Соглашение N 643/10-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Владимирской области по реализации мероприятий Программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации и водоснабжения в сельской местности; развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности; по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (пункт 1.1 Соглашения N 643/10-с)"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф01-4429/19 по делу N А11-8314/2018