Нижний Новгород |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А31-9264/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Прытковой В.П., Трубниковой Е.Ю.,
при участии представителя
от публичного акционерного общества
"Костромская сбытовая компания":
Малыгиной О.П. по доверенности от 01.08.2019 N 07/216
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.03.2019,
принятое судьей Паниной С.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
по делу N А31-9264/2018
по иску публичного акционерного общества
"Костромская сбытовая компания"
(ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629)
к обществу с ограниченной ответственностью
"Энергоэффективный дом"
(ИНН: 4405004152, ОГРН: 1134437001082)
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоэффективный дом" (далее - Управляющая компания) о взыскании 9228 рублей 78 копеек задолженности за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.12.2017 по 31.01.2018, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Решением от 21.03.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019, суд отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.03.2019 и постановление от 05.06.2019 и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что начисления собственникам помещений спорного дома за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, совершены им с учетом имеющейся у него в спорный период информации о площади дома. Технический паспорт спорного дома представлен только в ходе рассмотрения настоящего дела; проведение корректировки за предыдущие расчетные периоды законодательством не предусмотрено. Кассатор полагает возможным возложить на ответчика риски, связанные с непредставлением актуальной информации.
В заседании окружного суда представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управляющая компания в представленном отзыве отклонила позицию заявителя, указав на законность и обоснованность обжалованных судебных актов.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 21.03.2019 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А31-9264/2018 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя истца, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 N 06/51 Обществу присвоен статус гарантирующего поставщика; ответчик является управляющей компанией многоквартирного дома N 5, расположенного по адресу: город Кострома, поселок Новый, который в спорный период был оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии.
В отсутствие письменного договора ресурсоснабжения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, истец в период с 01.12.2017 по 31.01.2018 поставил в спорный многоквартирный дом электрическую энергию.
По расчету Общества объем электрической энергии, поставленной в целях содержания общего имущества спорного дома, составил 5788 кВт/ч за декабрь 2017 года, 5210 кВт/ч - за январь 2018 года.
Для оплаты поставленного ресурса истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.12.2017 на сумму 24 193 рубля 84 копейки и от 31.01.2018 на сумму 21 777 рублей 80 копеек.
Претензиями от 05.02.2018 и от 14.03.2018 Общество предложило Управляющей компании оплатить образовавшуюся задолженность.
Платежным поручением от 05.02.2019 N 29 ответчик произвел оплату в размере 36 742 рублей 86 копеек.
Наличие неоплаченной задолженности в размере 9228 рублей 78 копеек послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). В связи с этим суды правомерно квалифицировали правоотношения истца и ответчика в качестве договорных (абзац 10 пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорный период в многоквартирный дом, находящийся в управлении ответчика, подтвержден материалами дела.
Руководствуясь пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пунктом 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, суды обосновано указали, что ответчик является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310- КГ14-8259).
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в состав платы за жилое помещение.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения Правительство Российской Федерации утвердило постановление от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Постановлением N 1498 в пункт 44 Правил N 354 внесены изменения, по смыслу которых распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем соответствующего коммунального ресурса исполнитель (управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.
Суды констатировали отсутствие доказательств того, что собственники помещений в спорном многоквартирном доме приняли такое решение.
У истца и ответчика возникли разногласия относительно расчета объема электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Согласно пункту 48 Правил N 354 и формулам 10 и 15 приложения 2 к названным Правилам нормативный объем потребления ресурса на общедомовые нужды рассчитывается как произведение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 о разъяснении по вопросу учета при расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды указано, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Проанализировав представленный Обществом расчет количества электроэнергии, потребленной в процессе осуществления Управляющей компанией деятельности по содержанию общего имущества в спорном многоквартирном доме, суды заключили, что полученный объем ресурса превышает утвержденный норматив потребления; указанный объем определен как разница между объемом потребления электрической энергии согласно данным общедомового прибора учета и объемом потребления электрической энергии собственниками жилых и нежилых помещений согласно данным индивидуальных приборов учета, а также за вычетом объема электрической энергии, расходованной в процессе содержания общедомового имущества и подлежащей оплате за счет собственников жилых и нежилых помещений.
Изучив представленную в материалы дела техническую документацию, суды установили, что площадь мест общего пользования спорного дома составляет 611,4 квадратного метра, площадь чердака и подвала - 2 233,1 квадратного метра. Общество при расчете задолженности использовало иные сведения о площади мест общего пользования спорного дома, при этом документального подтверждения собственным исходным расчетным данным не представило; сведения о площади мест общего пользования, содержащиеся в технических паспортах, не опровергло.
При таких обстоятельствах суды на законных основаниях признали обоснованным расчет объема электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества в спорном доме, произведенный на основании данных, содержащихся в технической документации, и отказали Обществу в удовлетворении иска.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали материалы дела полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А31-9264/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
В.П. Прыткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 о разъяснении по вопросу учета при расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды указано, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф01-4265/19 по делу N А31-9264/2018