Нижний Новгород |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А11-6388/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "СтройТЭК"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.09.2018,
принятое судьей Степановой Р.К., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
по делу N А11-6388/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройТЭК"
(ИНН: 3327837152, ОГРН: 1083327002318)
о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры
администрации Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Инспекция государственного строительного надзора администрации Владимирской
области и Управление архитектуры и строительства администрации Владимирской
области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройТЭК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 15.05.2018 N ДСА-592 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта жилищно-эксплуатационной службы, расположенного на земельном участке по адресу: Владимирская область, город Владимир, улица Офицерская, дом 14, и об обязании Департамента выдать Обществу испрашиваемое разрешение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция государственного строительного надзора администрации Владимирской области (далее - Инспекция) и Управление архитектуры и строительства администрации Владимирской области (далее - Управление).
Решением суда от 17.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), СП 118.13330.2012*. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/10 (далее - Свод правил) и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и доказательствам, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, им соблюдены все условия, необходимые для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Строительство объекта осуществлено на основании разрешения на строительство, в том числе в части количества этажей, в соответствии с проектной документацией, соответствующей требованиям законодательства. Основания для отказа в выдаче разрешения отсутствовали. Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и создает препятствия для ее осуществления. Заявленные требования подлежали удовлетворению. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве отклонил доводы, приведенные в жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.07.2019.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и установили суды, Общество 03.05.2018 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - "объекта жилищно-эксплуатационной службы", завершенного строительством на земельном участке по адресу: Владимирская область, город Владимир, улица Офицерская, дом 14 (далее - объект капитального строительства).
Департамент письмом от 14.05.2018 N ДСА-592 отказал в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта на основании пункта 3 части 6 статьи 55 Кодекса.
Общество оспорило отказ Департамента в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 8, 51 и 55 Кодекса, Сводом правил, Законом Владимирской области от 04.07.2017 N 61-ОЗ "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области и исполнительными органами государственной власти Владимирской области", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство. Оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Кодекса выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 55 Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Из части 2 статьи 55 Кодекса следует, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен в части 3 статьи 55 Кодекса.
Орган, выдавший разрешение на строительство, после получения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 данной статьи, осмотр объекта и выдать или отказать заявителю в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 5 статьи 55 Кодекса).
Частью 6 статьи 55 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данный перечень включает пункт 3, согласно которому основанием для отказа является несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 Кодекса).
В силу пунктов Б.24 и Б.32.1 приложения Б "Термины и определения" Свода правил техническое подполье представляет собой пространство между перекрытием первого или цокольного этажа и поверхностью грунта для размещения трубопроводов инженерных систем; технический этаж - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Пространство для прокладки коммуникаций высотой менее 1,8 метра этажом не является.
В пункте Г.8* Свода правил предусмотрено, что при определении количества этажей учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра.
Подполье под зданием, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 метра в количество надземных этажей не включаются. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что Управление 13.07.2012 выдало Обществу разрешение на строительство объекта капитального строительства N RU33301000-136/12 сроком действия до 23.10.2013. В связи с перерегистрацией указанного разрешения Управление 18.12.2013 выдало разрешение на строительство N RU 33301000-284/12 сроком до 23.10.2014, в соответствии с которым строительный объем объекта - 3082,6 квадратного метра, количество этажей - 2. Срок действия данного разрешения был продлен до 02.08.2015.
Таким образом, в соответствии с разрешением на строительство параметры возводимого объекта капитального строительства с количеством этажей - 2.
В процессе строительства объекта Инспекция провела проверку, по результатам которой составила акт от 25.11.2015 N 1 и установила, что возводимый объект имеет количество этажей - 3, этажность - 2 (согласно Своду правил пространство между перекрытием первого этажа и конструкцией пола технического подполья является подвальным этажом, а не техническим подпольем).
После получения заявления Общества о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Департамент 11.05.2018 осмотрел объект и установил, что в части этажности он не соответствует разрешению на строительство N RU 33301000-284/12.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, в том числе проектную документацию, акт внеплановой проверки от 25.11.2015 N 1, акт осмотра от 11.05.2018, суды пришли к выводу, что возведенный объект капитального строительства не соответствует установленным в разрешении на строительство требованиям (превышает количество этажей).
Отклонение параметров объекта капитального строительства (количество этажей) в силу положений Кодекса влечет необходимость внесения изменений в проектную документацию, разрешение на строительство. С заявлением о внесении Управлением изменений в выданное разрешение на строительство Общество не обращалось.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не противоречит пункту 3 части 6 статьи 55 Кодекса.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Общество обратилось в Департамент по истечении 2,5 лет после окончания срока, на который выдано разрешение на строительство, является ошибочным, но это не привело к принятию неправильного судебного акта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм права. По существу доводы заявителя направлены на переоценку исследованных судами доказательств, установленных фактических обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.09.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 по делу N А11-6388/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройТЭК" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 6 статьи 55 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данный перечень включает пункт 3, согласно которому основанием для отказа является несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 Кодекса).
...
Отклонение параметров объекта капитального строительства (количество этажей) в силу положений Кодекса влечет необходимость внесения изменений в проектную документацию, разрешение на строительство. С заявлением о внесении Управлением изменений в выданное разрешение на строительство Общество не обращалось.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не противоречит пункту 3 части 6 статьи 55 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 июля 2019 г. N Ф01-2824/19 по делу N А11-6388/2018