Нижний Новгород |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А43-40321/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Зимина С.Б. (доверенность от 09.09.2019),
от заинтересованного лица: Звонковой М.С (доверенность от 18.02.2019),
(до перерыва - Пономаренко Н.Н. (доверенность от 16.05.2019 N 95), Тужилова С.И. (доверенность от 14.02.2019 N 65)),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу N А43-40321/2018
по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы N 3 (ИНН: 5246019522, ОГРН: 1025201526173)
о признании незаконными постановления Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.09.2018 N 1037 и предписания от 30.08.2018 N 1323/18/П/12
и установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа N 3 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными постановления Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 07.09.2018 N 1037 и предписания от 30.08.2018 N 1323/18/П/12.
Решением от 17.12.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 06.05.2019 Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение и признал незаконными постановление от 07.09.2018 N 1037 и предписание от 30.08.2018 N 1323/18/П/12.
Управление не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), приказ Минобразования Российской Федерации от 06.10.1998 N 2535 "Об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России" (далее - Приказ N 2535), Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в случае отсутствия в штате Учреждения соответствующих специалистов лицо, ответственное за электрохозяйство, должно назначаться из числа работников Учреждения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Управления, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 17.09.2019.
Законность принятого постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.07.2018 N пр-1323/18 Управление в период с 17.08.2018 по 30.08.2018 провело плановую выездную проверку соблюдения Учреждением требований энергетической безопасности, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 30.08.2018 N пр-1323/18/А/12 и Учреждению выдано предписание от 30.08.2018 N пр-1323/18/П/12 об устранении выявленных нарушений.
Управление, усмотрев наличие в действиях Учреждения признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), составило в отношении Учреждения протокол об административном правонарушении от 30.08.2018 N 1037 и вынесло постановление от 07.09.2018 N 1037 о назначении Учреждению административного наказания по делу об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 24 000 рублей.
Учреждение не согласилось с указанными предписанием и постановлением, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании их незаконными и отмене.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями статьей 9.11 КоАП РФ, положениями Федерального закона N 35-ФЗ, Правил N 6, Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение и признал незаконными постановление от 07.09.2018 N 1037 и предписание от 30.08.2018 N 1323/18/П/12.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого постановления.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В пункте 1.2.1 Правил N 6 установлено, что эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя (пункт 1.2.3 Правил N 6).
Ответственный за электрохозяйство обязан организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи (пункт 1.2.6 Правил N 6).
Согласно пункту 1.4.1 Правил N 6 эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Электротехнический персонал предприятий подразделяется на административно-технический; оперативный; ремонтный; оперативно-ремонтный.
Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки (пункт 1.4.3 Правил N 6).
Пунктом 1.1.1 Правил N 6 определено, что они имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Таким образом, ответственный за эксплуатацию электроустановок должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации.
Как следует из материалов дела, Учреждение представляет собой малокомплектную школу, штатное расписание которой предусматривает 53,5 штатных единиц, а именно: директор, 2,5 зам.директора, 34 учителя, 0,5 ставки социальный педагог, 1 старший вожатый, 1 педагог-психолог, 1 преподаватель-организатор ОБЖ, 1 библиотекарь, 1,5 ставки рабочий по компл.обсл.здания, 5 уборщиков служебных помещений, 1 секретарь, 4 сторожа.
Согласно представленным заявителем тарификационным спискам в штате Учреждения состоят сотрудники с высшим педагогическим и средним профессиональным педагогическим образованием.
Из должностной инструкции ответственного за электрохозяйство, утвержденной директором Учреждения 20.01.2018, следует, что такое лицо назначается из числа административно-технического персонала, в электроустановках до 1000 В имеющего группу IV по электробезопасности, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.
Однако ни одно лицо, состоящее в штате Учреждения, указанным требованиям не соответствовало, не имело специального технического образования, группу IV по электробезопасности, необходимых для выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.
С учетом этого обстоятельства Учреждение заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Радиосвязь" (далее - ООО "Радиосвязь") договор об оказании услуг по техническому обслуживанию электрооборудования от 24.01.2018 N 24, по условиям которого ООО "Радиосвязь" приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию электрооборудования Учреждения.
Свидетельством от 09.06.2017 N 00Э637, выданным Учебно-производственным центром "Волжскэнергонадзор", подтверждено соответствие ООО "Радиосвязь" нормативным правовым актам, нормативным техническим документам в энергетике, компетентности при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, монтажу, ремонту, пусконаладочным работам в области энергетики.
Приказом директора Учреждения ответственным за электрохозяйство назначен Антонов Д.В., техник-электрик, прошедший проверку знаний Норм и Правил работы в электроустановках (группы IV по электробезопасности в электроустановках выше (до) 1000 В), заместителем ответственного назначен Пигалев С.А., техник-электрик, группа IV выше (до) 1000 В.
Суды обоснованно посчитали, что в рассматриваемом случае эксплуатацию электроустановок Учреждения осуществлял подготовленный электротехнический персонал на основании договора со специализированной организацией, что соответствовало требованиям пункта 1.2.1 Правил N 6, а также требованиям пункта 1.1.1 Правил N 6 о необходимости обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и их содержания в исправном состоянии.
Подход надзорного органа о несоблюдении Учреждением требований пункта 1.2.3 Правил N 6 в части назначения ответственного за электрохозяйство и его заместителя из числа руководителей и специалистов потребителя является формальным, при котором при соблюдении пункта 1.2.3 Правил N 6 назначение в Учреждении ответственным за электрохозяйство и его заместителя из числа работников, имеющих преимущественно педагогическое образование, не обладающих специальными знаниями в области обеспечения работы электроустановок, влечет за собой несоблюдение требований пункта 1.1.1 Правил N 6 о необходимости обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и их содержания в исправном состоянии.
Пункт 1.2.1 Правил N 6 допускает проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией, в связи с чем назначение ответственных из числа работников такой организации требованиям Правил N 6 не противоречит и направлено на обеспечение надежной эксплуатации электроустановок.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона N 35-ФЗ, под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии (абзац 1).
При этом федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения (абзац второй пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона N 35-ФЗ).
Как следует из материалов дела, структурное подразделение Учреждения по улице Ванеева, дом 43А (школа начальных классов) не относится к субъектам федерального государственного энергетического надзора, поскольку является потребителем электрической энергии, мощность энергопринимающей установки которого составляет 50 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт.
Проанализировав названные нормы суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что должностные лица Управления не вправе принимать какие-либо решения по вопросам о возбуждении дела об административном правонарушении и привлечения к установленной законом ответственности всех субъектов электроэнергетики без учета изложенных положений законодательства, то есть вне рамок федерального государственного энергетического надзора, а также вне установленных законодательством о государственном контроле (надзоре) процедур, возлагать на субъекты какие-либо обязанности, предъявлять требования.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое предписание надзорного органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Учреждения.
По тем же основаниям является неправомерным привлечение Учреждения к административной ответственности за нарушения, указанные в пунктах 1, 2 и 6 постановления от 07.09.2018 N 1037.
Из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности также усматривается, что кроме указанных в предписании нарушений Учреждению вменяются нарушения Правил N 6, а именно: П.3 - в должностной инструкции ответственного за электрохозяйство не указаны обязанности по контролю наличия, своевременности проверок и испытаний средств защиты в электроустановках и инструмента, обязанности по обеспечению своевременного и качественного выполнения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок, что является нарушением п. 1.2.6 Правил N 6; П.4 - устройства защитного отключения, установленные в мастерской школы по ул. Воровского (в соответствии с протоколами измерений электролаборатории ООО "Радиосвязь") имеют номинальный отключающий дифференциальный ток более 30 мА, что является нарушением п. 1.7.2 Правил N 6, п. 1.7.151 Правил устройства электроустановок, издание 7, утвержденное Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204; П.5 - результаты визуальных осмотров видимой части заземляющего устройства не заносятся в пас паспорт заземляющего устройства, что является нарушением п. 2.7.9 Правил N 6; П.7 - Измерение токов короткого замыкания электроустановки школы проведено не в полном объеме, не по всем щиткам освещения школы проведена проверка срабатывания защиты, что является нарушением п. 2.12.17, п. 2.7.13 Правил N 6, п. 28.4 Приложения 3 Правил N 6; П.8 - открыто проложенные заземляющие проводники школы не окрашены в черный цвет для предохранения от коррозии, что является нарушением п. 2.7.7 Правил N 6.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30.08.2018 N Пр-1323/18/А/12, протоколом об административном правонарушении от 30.08.2018 N 1037 и Учреждением не отрицались. Напротив, Учреждение указывало, что нарушения, отраженные в постановлении под пунктами 3 - 8, были устранены в ходе проверки.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения соответствует материалам дела. Доводы Учреждения о том, что нарушения, отраженные в пунктах 3, 4, 5, 7 и 8, установлены в структурном подразделении Учреждения по улице Ванеева, дом 43а, а не по юридическому адресу, материалами дела не подтверждаются.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер и степень общественной опасности содеянного Учреждением, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения, совершенного Учреждением и отраженного в пунктах 3, 4, 5, 7 и 8 оспариваемого постановления.
Вывод о возможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан судом с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца четвертого пункта 18.1 указанного постановления переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по делу N А43-40321/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности также усматривается, что кроме указанных в предписании нарушений Учреждению вменяются нарушения Правил N 6, а именно: П.3 - в должностной инструкции ответственного за электрохозяйство не указаны обязанности по контролю наличия, своевременности проверок и испытаний средств защиты в электроустановках и инструмента, обязанности по обеспечению своевременного и качественного выполнения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок, что является нарушением п. 1.2.6 Правил N 6; П.4 - устройства защитного отключения, установленные в мастерской школы по ул. Воровского (в соответствии с протоколами измерений электролаборатории ООО "Радиосвязь") имеют номинальный отключающий дифференциальный ток более 30 мА, что является нарушением п. 1.7.2 Правил N 6, п. 1.7.151 Правил устройства электроустановок, издание 7, утвержденное Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204; П.5 - результаты визуальных осмотров видимой части заземляющего устройства не заносятся в пас паспорт заземляющего устройства, что является нарушением п. 2.7.9 Правил N 6; П.7 - Измерение токов короткого замыкания электроустановки школы проведено не в полном объеме, не по всем щиткам освещения школы проведена проверка срабатывания защиты, что является нарушением п. 2.12.17, п. 2.7.13 Правил N 6, п. 28.4 Приложения 3 Правил N 6; П.8 - открыто проложенные заземляющие проводники школы не окрашены в черный цвет для предохранения от коррозии, что является нарушением п. 2.7.7 Правил N 6.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30.08.2018 N Пр-1323/18/А/12, протоколом об административном правонарушении от 30.08.2018 N 1037 и Учреждением не отрицались. Напротив, Учреждение указывало, что нарушения, отраженные в постановлении под пунктами 3 - 8, были устранены в ходе проверки.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения соответствует материалам дела. Доводы Учреждения о том, что нарушения, отраженные в пунктах 3, 4, 5, 7 и 8, установлены в структурном подразделении Учреждения по улице Ванеева, дом 43а, а не по юридическому адресу, материалами дела не подтверждаются.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях")."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф01-4274/19 по делу N А43-40321/2018