Нижний Новгород |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А29-8882/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Турышева А.А. (доверенность от 27.08.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Коми ФМ"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2018,
принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019,
принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А29-8882/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коми ФМ"
(ИНН: 1101145597, ОГРН: 1131101007840)
к государственному казенному учреждению Республики Коми "Коми реклама"
(ИНН: 1101155740, ОГРН: 1171101000322)
о признании незаконным решения от 09.04.2018 N 03-05/332,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
(ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коми ФМ" (далее - заявитель, Общество, ООО "Коми ФМ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения государственного казенного учреждения Республики Коми "Коми реклама" (далее - Учреждение, ГКУ РК "Коми реклама") от 09.04.2018 N 03-05/332 об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что разрешение N 814 аннулировано правомерно, поскольку рекламная конструкция расположена на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, без проведения соответствующих торгов и заключения договора с собственником такого участка, не соотносится с заявленными требованиями о признании недействительным оспариваемого решения об аннулировании разрешения, поскольку названный земельный участок не является предметом договора.
Кассатор со ссылкой на статьи 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что заключенные по результатам торгов договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО ГО "Сыктывкар" могут быть оспорены в предусмотренном законом порядке, однако они не являются ничтожными независимо от признания таковыми судом.
Общество обращает внимание, что ни договор, ни соответствующие торги не оспорены. В договоре N 96/15-Р и в разрешении N 814 точное место установки рекламы не обозначено, представленный заявителем дизайн-проект не позволяет точно идентифицировать точку установки рекламной конструкции. Установка конструкции в неправильном месте не влечет недействительности выданного разрешения. Кроме того, по мнению кассатора, у ГКУ РК "Коми реклама" отсутствовали полномочия по аннулированию разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Учреждение в возражениях на кассационную жалобу сослалось на правомерность выводов судов нижестоящих инстанций, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании определения от 15.08.2019 при рассмотрении кассационной жалобы произведена замена судьи Чернышова Д.В. на судью Бабаева С.В.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.08.2019.
На основании определения от 21.08.2019 при рассмотрении кассационной жалобы произведена замена судьи Бабаева С.В. на судью Павлова В.Ю.
В силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато с самого начала.
Определением от 22.08.2019 судебное разбирательство по кассационной жалобе ООО "Коми ФМ" отложено до 16.09.2019.
Определением от 16.09.2019 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Кислицына Е.Г. на судью Голубеву О.Н.; рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато с самого начала.
ГКУ РК "Коми реклама" и Администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Комитет) 29.07.2015 на официальном сайте www.сыктывкар.рф разместил извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на землях общего пользования муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Согласно названному извещению и конкурсной документации основанием для проведения открытого конкурса послужили постановления администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 10.06.2015 N 6/1881, 6/1882 "О проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции". Предметом конкурса являлось право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях общего пользования муниципального образования городского округа "Сыктывкар", по адресам их расположения и типам рекламных конструкций, указанным в пункте 4 настоящего извещения, в число которых входил щит двусторонний 6х3 метра по адресу: улица Советская, район дома N 61, площадь информационного поля - 36 квадратных метров.
По результатам проведения открытого конкурса (протокол от 16.09.2015 N 6-2/2015) между Комитетом при участии Администрации и Обществом (владелец рекламной конструкции) заключен договор от 01.10.2015 N 96/15-Р на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на участке земель общего пользования муниципального образования городского округа "Сыкттывкар", по условиям которого Комитет предоставляет владельцу рекламной конструкции за плату место под установку и эксплуатацию рекламной конструкции на участке земель общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено и правом распоряжения которым обладают органы местного самоуправления, а владелец рекламной конструкции осуществляет её установку и эксплуатацию в целях распространения наружной рекламы и информации в соответствии с договором и действующим законодательством.
Точное место установки рекламной конструкции указывается на дизайн-проекте, представленном владельцем рекламной конструкции при участии в конкурсе по адресу её расположения, указанному в приложении к договору (пункт 1.1).
На основании указанного договора 22.07.2016 Администрация выдала Обществу разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 814, согласно которому рекламный щит должен быть установлен по адресу: город Сыктывкар, улица Советская, район дома 61, на землях общего пользования муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Воспользовавшись полученным разрешением, Общество разместило рекламную конструкцию в районе дома 61 по улице Советской.
В целях определения геодезических координат рекламной конструкции Учреждение заключило договор на выполнение инженерно-геодезических работ от 01.06.2017 N 1 с ООО "Инженерные изыскания", по результатам исполнения которого ответчику предоставлен каталог координат рекламных конструкций.
В целях установления правообладателя земельного участка, на котором установлена рекламная конструкция, Учреждение сделало запрос в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, в ответ получило выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 07.09.2017 N 11/052/001/2017-2751, из содержания которой следует, что рекламная конструкция расположена на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0107002:12, правообладателями которого являются Российская Федерация (право собственности зарегистрировано 02.02.2019 N 11-11-01/001/2009-044) и Министерство внутренних дел по Республике Коми (постоянное (бессрочное) пользование зарегистрировано 28.03.2000 N 11-01/05-06/2000-190).
Получив указанную информацию, ГКУ РК "Коми реклама" приняло решение от 09.04.2018 N 03-05/332 об аннулировании разрешения Администрации на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 22.07.2016 N 814.
В качестве правового обоснования указанного решения ответчиком указаны часть 5.1 статьи 19 и пункт 5 части 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).
Полагая, что принятое ответчиком решение от 09.04.2018 N 03-05/332 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Коми ФМ" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении требований, исходили из того, что спорная рекламная конструкция расположена на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, поскольку согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07.09.2017 N 11/052/001/2017-2751 правообладателями земельного участка с кадастровым номером 11:05:0107002:12 являются Российская Федерация и Министерство внутренних дел по Республике Коми.
Из ответа Министерства внутренних дел по Республике Коми от 29.11.2017 N 9/3-3/17805652861 на запрос Учреждения от 20.11.2017 N 1008 следует, что правообладатель земельного участка с кадастровым номером 11:05:0107002:12 торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции не проводил, полномочиями на их проведение Администрацию и Комитет не наделял, что свидетельствует о проведении указанных торгов неуполномоченным лицом и нарушении части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Руководствуясь положениями пункта 5 части 18 статьи 19 Закона о рекламе, суды обеих инстанций признали решение от 09.04.2018 N 03-05/332 обоснованным, принятым в пределах установленных законодательством о рекламе полномочий.
Суды двух инстанций отождествили фактическое место установки рекламной конструкции с предметом проведенных торгов, что послужило основанием для вывода о проведении органом местного самоуправления торгов в отношении земельного участка, относящегося к федеральной собственности.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
По правилам пункта 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
В силу части 12 статьи 19 Закона о рекламе истребование от заявителя иных документов не допускается.
Сведения о точном месте установки рекламной конструкции содержатся в схеме размещения рекламных конструкций на земельных участках, которая утверждается органом местного самоуправления.
По реестру схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Республики Коми или собственности муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", являющемуся приложением к постановлению администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" от 07.05.2015 N 5/1454 в числе утвержденных рекламных мест на карте схемы под порядковым номером 814 значится отдельно стоящая рекламная конструкция в виде щита двустороннего 6х3 метра, подлежащая установке по адресу: Советская, район д. N 61, номер кадастрового квартала 11:05:0107002.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" объявил о проведении 16.09.2015 открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на землях общего пользования муниципального образования городского округа "Сыктывкар". В качестве лота N 1 обозначено рекламное место под порядковым номером 814.
Основанием для выдачи Обществу спорного разрешения на размещение рекламной конструкции послужили протокол N 6-2/2015 от 16.09.2015, согласно которому заявитель признан победителем торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на землях общего пользования муниципального образования городского округа "Сыктывкар" по лоту N 1, и договор N 96/15-Р от 01.10.2015 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на участке земель общего пользования муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Из указанных документов следует, что по результатам проведенного конкурса Обществу предоставлено за плату место под установку и эксплуатацию рекламной конструкции на участке земель общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено и правом распоряжения которым обладают органы местного самоуправления согласно статье 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Спорное разрешение выдано Администрацией на установку рекламной конструкции на землях общего пользования муниципального образования городской округ "Сыктывкар".
Из документов, послуживших основанием для выдачи спорного разрешения, не следует, что последнее выдавалось на земельный участок с кадастровым номером 11:05:0107002:12, который находится в федеральной собственности.
При изложенных обстоятельствах вывод судов о проведении торгов в отношении земельного участка, отнесенного к федеральной собственности, не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Выводы судов двух инстанций основаны на установлении фактического места размещения рекламной конструкции без привязки его к утвержденной органом местного самоуправления схеме.
Фактическое размещение Обществом рекламной конструкции на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0107002:12 не является достаточным основанием для вывода о том, что торги проводились в отношении этого земельного участка, а в районе дома 61 по улице Советской города Сыктывкара, в кадастровом квартале 11:05:0107002 отсутствуют земли общего пользования.
Суды оставили без исследования доводы кассатора о возможной установке рекламной конструкции с нарушением требований выданного разрешения, которая дает заинтересованному лицу право на демонтаж спорной конструкции по правилам части 10 статьи 19 Закона о рекламе, однако, не лишает Общества право на установку таковой по месту, обозначенному в разрешении.
Для аннулирования спорного разрешения на основании части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе уполномоченный орган должен доказать, что возможность установки рекламной конструкции на землях общего пользования в соответствии с утвержденной схемой размещения таких конструкций отсутствует.
Наличие по указанному адресу земель общего пользования, находящихся в ведении органа местного самоуправления, судами нижестоящих инстанций не исследовалось.
Таким образом, судами нижестоящих инстанций не исследованы и не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, сделанные ими выводы противоречат имеющимся в деле доказательствам, что на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалованных судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судам надлежит проверить соответствие фактического места размещения спорной рекламной конструкции схеме, утвержденной постановлением администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" от 07.05.2015 N 5/1454, а при отсутствии в этой схеме конкретных координат исследовать возможность использования земель общего пользования по обозначенному адресу для размещения рекламной конструкции, после чего с учетом установленных обстоятельств проверить законность аннулирования спорного разрешения, приняв во внимание наличие у уполномоченного органа специального способа защиты в виде демонтажа рекламной конструкции (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение данный вопрос разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 N А29-8882/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды оставили без исследования доводы кассатора о возможной установке рекламной конструкции с нарушением требований выданного разрешения, которая дает заинтересованному лицу право на демонтаж спорной конструкции по правилам части 10 статьи 19 Закона о рекламе, однако, не лишает Общества право на установку таковой по месту, обозначенному в разрешении.
Для аннулирования спорного разрешения на основании части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе уполномоченный орган должен доказать, что возможность установки рекламной конструкции на землях общего пользования в соответствии с утвержденной схемой размещения таких конструкций отсутствует.
...
При новом рассмотрении дела судам надлежит проверить соответствие фактического места размещения спорной рекламной конструкции схеме, утвержденной постановлением администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" от 07.05.2015 N 5/1454, а при отсутствии в этой схеме конкретных координат исследовать возможность использования земель общего пользования по обозначенному адресу для размещения рекламной конструкции, после чего с учетом установленных обстоятельств проверить законность аннулирования спорного разрешения, приняв во внимание наличие у уполномоченного органа специального способа защиты в виде демонтажа рекламной конструкции (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф01-3619/19 по делу N А29-8882/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8882/18
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3619/19
11.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1094/19
25.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8882/18