Нижний Новгород |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А31-5811/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителя от истца:
Ширяевой О.С. (доверенность от 29.12.2018 N 72)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.12.2018,
принятое судьей Семеновым А.И., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019,
принятое судьями Поляковой С.Г., Горевым Л.Н., Тетерваком А.В.,
по делу N А31-5811/2018
по иску Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
(ИНН: 4401050486, ОГРН: 1044408642332)
к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы
(ИНН: 4401006568, ОГРН: 1034408610411),
об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Костромы, муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал", общество с ограниченной ответственностью "Спецстроймонтаж", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области и Алексанян Арутюн,
и установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области (далее - ФССП) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - Управление) об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Росреестр) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: водопроводных и канализационных сетей от мест подключения к сетям муниципального унитарного предприятия города Костромы "Костромагорводоканал" (далее - Предприятие) до внешних стен зданий по адресам: г. Кострома, ул. Островского, д. 37, ул. Профсоюзная, д. 36а и ул. 7-я Рабочая, д. 70, в целях дальнейшей передачи их в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Костромы (далее - Администрация), Предприятие, общество с ограниченной ответственностью "Спецстроймонтаж" (далее - ООО "Спецстроймонтаж"), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Теруправление), Росреестр и Алексанян Арутюн.
Арбитражный суд Костромской области решением от 05.12.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019, удовлетворил заявленное требование, признав ответчика обязанным лицом обратится в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорного бесхозяйного недвижимого имущества.
Не согласившись с названными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на отсутствие законодательно закрепленной обязанности органа местного самоуправления на обращение с соответствующим заявлением в регистрирующий орган; при этом спорные сети не относящихся к социально-значимым объектам, социальные объекты к сетям не подключены; отсутствие государственной регистрации прав на сети не является основанием для признания их бесхозяйными; истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Определением от 10.09.2019 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Чернышова Д.В., под председательством которого должна была быть рассмотрена кассационная жалоба, ввиду его назначения Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2019 N 376 на должность председателя Арбитражного суда Республики Коми, на судью Павлова В.Ю., в судебный состав включена судья Каманова М.Н. После изменения состава судей рассмотрение дела начато сначала.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.09.2019 объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 17.09.2019.
В судебных заседаниях и в отзыве на кассационную жалобу представитель истца сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Представитель Предприятия в отзыве на кассационную жалобу поддержал позицию заявителя и попросил отменить обжалованные судебные акты.
Окружной суд удовлетворил ходатайства ответчика о проведении судебных заседаний без участия его представителя.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебные заседания, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, а также заслушав представителя ФССП, явившегося в судебные заседания, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, ФССП является субъектом права оперативного управления на следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое строение (учебный корпус) с кадастровым номером 44:27:070405:73, общей площадью 1372,7 квадратного метра, инвентарный N I-11926, литера А, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Профсоюзная, д. 36а;
- нежилые помещения общей площадью 2323,8 квадратного метра, основная площадь: 1183,2 квадратного метра, вспомогательная площадь: 1140,6 квадратного метра, в том числе: цокольный этаж - помещение N 3, общая площадь: 630,5 квадратного метра, основная 24,3 квадратного метра, вспомогательная 606,2 квадратного метра; 1-й этаж - комнаты N 1 - 15, 17 и 18 в помещении N 2, общая площадь 178 квадратных метров, основная площадь: 55,8 квадратного метра, вспомогательная площадь: 122,2 квадратного метра, помещение N 1, общая площадь: 604,6 квадратного метра, основная площадь: 483,5 квадратного метра, вспомогательная площадь: 121,1 квадратного метра, помещение N 5, общая площадь: 3,6 квадратного метра, вспомогательная площадь: 3,6 квадратного метра; 2-й этаж - помещение N 4, общая площадь: 907,1 квадратного метра, основная площадь: 619,6 квадратного метра, вспомогательная площадь: 287,5 квадратного метра, инвентарный N I-6884, литера А, расположенные по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. 37, здание банка, нежилые помещения;
- нежилое строение (здание гаража) с кадастровым номером 44:27:040326:155, общей площадью 360,5 квадратного метра, основная площадь: 265 квадратных метров, вспомогательная площадь: 95,5 квадратного метра, инвентарный N I-12975, литера А, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. 7-я Рабочая, д. 70.
Наделение истца правом оперативного управления подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.06.2008 серии 44АБ N 222374, от 20.05.2008 серии 44АБ N 222514 и от 10.03.2006 серии 44АБ N 238574, а также выписками из ЕГРН от 25.09.2018 N 99/2018/187131750, от 25.09.2018 N 99/2018/1872206433.
Собственником части помещений в здании по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. 37, также является ООО "Спецстроймонтаж", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.09.2018 N 99/2018/187129894.
Водоснабжение и водоотведение указанных объектов осуществляет Предприятие, наделенное статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению на территории города Костромы на основании постановления Администрации от 26.02.2013 N 328.
По информации Теруправления (письмо от 27.12.2017), представленной по запросу истца, внешние коммуникации водоснабжения и водоотведения, обслуживающие указанные объекты недвижимости в составе казны Российской Федерации отсутствуют. В целях получения необходимой информации истцу предложено обратиться в соответствующее структурное подразделение Администрации.
Истец 25.01.2018 обратился к Предприятию с заявкой на заключение государственного контракта на водоснабжение и водоотведение на 2018 год и первое полугодие 2019 года, в котором просило определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по наружным стенам зданий.
Согласно информации Управления (письмо от 22.02.2018) сети водоснабжения к административным зданиям, расположенным в городе Костроме по ул. Островского, 37, ул. Профсоюзная, 36а, ул. 7-я Рабочая, д. 70, не являются муниципальной собственностью. По данным сетям водоснабжения и водоотведения услуги осуществляются только для юридических лиц без ущемления интересов населения города.
По информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Костромской области в Едином государственном реестре недвижимости сведения по объектам недвижимости, а именно: по внешним коммуникациям водоснабжении и водоотведения спорных участков сетей отсутствуют.
Предприятие (организация ВКХ) и ФССП (абонент) заключили государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 26.03.2018 N 0701, по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактом, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем холодного водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Объектами водоснабжения и водоотведения являются административные здания, расположенные по адресам: г. Кострома, ул. Островского, д.37, ул. Профсоюзная, д. 36а, а также гараж, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. 7-я Рабочая, д. 70 (приложение N 5 к контракту).
В приложениях N 1 и 2 к контракту стороны согласовали границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям.
Границей раздела балансовой принадлежности в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. 37, по водопроводным сетям является врезка в колодец СВК (по ответному фланцу от задвижки) на линии водопровода Д=150 мм, проходящей по ул. Островского, по канализационным сетям - колодец СКК на линии канализации Д=100 мм.
Границей раздела балансовой принадлежности в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Профсоюзная, д. 36а, по водопроводным сетям является врезка в колодец СВК (по ответному фланцу от задвижки) на линии водопровода Д=150 мм, по канализационным сетям - колодец СКК на линии канализации Д=400 мм, проходящей по ул. Профсоюзной.
Границей раздела балансовой принадлежности в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. 7-я Рабочая, д. 70, по водопроводным сетям является врезка в колодец СВК (по ответному фланцу от задвижки) на линии водопровода Д=200 мм, проходящей по ул. 7-я Рабочая, по канализационным сетям - колодец СКК на линии канализации Д=300 мм.
При заключении контракта гарантирующая организация рекомендовала истцу обратиться в Администрацию с просьбой передать наружные сети водопровода и канализации в муниципальную собственность с дальнейшей передачей их в ведение Предприятия.
Посчитав, что спорные наружные сети водоснабжения и канализации являются бесхозяйным имуществом, ФССП обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В пункте 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании пункта 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Решением Думы города Костромы от 30.11.2017 N 212 утверждено Положение о порядке выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи и находки на территории города Костромы, согласно пункту 3 которого оформление документов для признания находящейся на территории города Костромы вещи бесхозяйной, постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие в муниципальную собственность города Костромы бесхозяйных вещей и находок в соответствии с настоящим Положением за счет средств бюджета города Костромы осуществляет уполномоченный орган Администрации, осуществляющий от имени города Костромы реализацию прав владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы.
Следовательно, муниципальное образование в лице уполномоченного органа, в случае выявления бесхозяйного имущества, в том числе предназначенного для тепло- и водоснабжения населения, должно в силу возложенных на него законом полномочий принять меры к постановке такого имущества на учет.
Исходя из представленной в материалы дела доказательственной базы спорные инженерные коммуникации, подходящие к зданиям, находящимся в оперативном управлении истца, не имеют собственника, право собственности на них не зарегистрировано, какие-либо правопритязания на названные сооружения отсутствуют, в связи с чем являются бесхозяйными.
Факт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ФССП и Предприятием при заключении контракта не свидетельствует о возникновении у истца вещных прав на спорное имущество.
Довод заявителя о том, что спорные сети не подключены к социальным объектам, несостоятелен, так как в административных зданиях по адресам: г. Кострома, ул. Островского, д. 37, ул. Профсоюзная, д. 36а, и ул. 7-я Рабочая, д. 70, расположены социально значимые объекты, а именно, территориальные подразделения ФССП, а также объект жилого фонда, в частности, жилой дом N 79, расположенный на ул. 6-я Рабочая, в городе Костроме, собственником которого является Алексанян А.
Ссылка на избрание истцом ненадлежащий способ защиты права подлежит отклонению в силу следующего.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации также закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Обращение истца с рассматриваемым иском вызвано необходимостью выяснения вопроса о том, каким образом и кем будет осуществляться обслуживание сетей, к которым подключены здания, находящиеся в оперативном управлении ФССП. Непринятие муниципальным образованием необходимых мер по принятию имущества на учет как бесхозяйного и приведет к нарушению прав и законных интересов лица, использующего имущество, технологически связанное со спорным сетями.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управление как орган муниципальной власти, на которой в силу статьи 16 З N 131-ФЗ лежит обязанность по решению вопросов водоснабжения и водоотведения, должно было принять меры по своевременной постановке на учет спорного имущества как бесхозяйного, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное истцом требование, обязав ответчика обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет спорных бесхозяйных объектов.
Оснований для отмены состоявшихся решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе довода не имеется, так как они не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Доводов, подтверждающих нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных в материалы дела доказательств не свидетельствует о наличии в состоявшихся решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.12.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А31-5811/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
...
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации также закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными в законе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф01-3506/19 по делу N А31-5811/2018