Нижний Новгород |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А17-543/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - товарищества собственников жилья "Уют"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.04.2019,
принятое судьей Никифоровой Г.М., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Хоровой Т.В.,
по делу N А17-543/2019,
по заявлению товарищества собственников жилья "Уют" (ОГРН 1093705000212, ИНН 3705063608) к администрации Фурмановского муниципального района (ОГРН 1023701358988, ИНН 3705001560),
о признании недействительным предписания,
и установил
товарищество собственников жилья "Уют" (далее - заявитель, ТСЖ "Уют", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания администрации Фурмановского муниципального района (далее - ответчик, Администрация, надзорный орган) от 19.12.2018 N 12.
Решением суда от 09.04.2019, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Товарищество указывает на нарушение судами норм статей 16, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Настаивает на отсутствии у него обязанности по выполнению требуемых оспариваемым предписанием мероприятий, поскольку, считает, что деревянные поручни ограждения балкона и металлическое ограждение балкона к общему имуществу многоквартирного дома не относятся. Кроме того, заявитель полагает, что предписание не отвечает критерию исполнимости.
Администрация в письменном отзыве отклонила доводы кассационной жалобы и просила оставить в силе оспариваемые судебные акты.
Стороны явку представителей в судебное заседание суда не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, собственниками помещений в многоквартирном доме N 18 по улице Мичурина в городе Фурманов Ивановской области выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья, создано ТСЖ "Уют".
В период с 06.12 по 19.12.2018 надзорным органом на основании распоряжения от 04.12.2018 N 391-р в отношении Товарищества в рамках муниципального жилищного контроля проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 09.07.2018 N 5 сроком исполнения до 01.12.2018.
В ходе проверочных мероприятий ответчиком установлен факт частичного исполнения предписания от 09.07.2018, констатировано невыполнение требования предписания о замене деревянных поручней ограждения балкона квартиры N 12 с выходом из комнаты и их последующего окрашивания атмосфероустойчивой краской, а также металлического ограждения балкона. Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 19.12.2018 N 37 с приложением фотоматериалов.
По результатам проведения проверки надзорный орган квалифицировал выявленные недостатки в содержании многоквартирного дома как нарушение со стороны Товарищества требований пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
19.12.2018 в адрес ТСЖ "Уют" выдано обязательное для исполнения предписание N 12, в соответствии с которым на Товарищество возложена обязанность в срок до 19.03.2019 устранить выявленные нарушения путем замены деревянных поручней балкона с выходом из комнаты квартиры N 12 с последующим окрашиванием атмосфероустойчивой краской, а также металлического ограждения балкона.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании предписания Администрации недействительным.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности выданного ТСЖ "Уют" предписания, в удовлетворении заявленного требования отказал. Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев, доводы кассационной жалобы, арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом, в том числе управление товариществом собственников жилья.
Таким образом, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Из материалов настоящего дела следует, что собственниками помещений многоквартирного дома N 18 по улице Мичурина г. Фурманов Ивановской области выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, создано ТСЖ "Уют".
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом указанное товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, именно Товарищество является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества рассматриваемого многоквартирного дома.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регламентированы положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 названных Правил определен перечень общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (подпункт "в"); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно пункту 10 Правила N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования (подпункты "а", "б").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Пункт 9 Правил N 290 включает в перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, к числу которых отнесено выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках. При этом при выявлении повреждений и нарушений от обязанных лиц требуется разработка плана восстановительных работ (при необходимости) и непосредственно проведение восстановительных работ.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170, в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома.
Пунктом 4.2.4.2 данных Правил предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Согласно пункту 4.2.4.3 Правил N 170 отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу пункта 4.2.4.5 Правил N 170 металлические ограждения, сливы из черной стали, цветочные ящики должны периодически окрашиваться атмосфероустойчивыми красками. Цвет краски должен соответствовать указанному в колерном паспорте фасада.
Оценивая представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правомерным выводам о том, что факт неудовлетворительного состояния деревянных поручней ограждения балкона с выходом из комнаты квартиры N 12 спорного дома, а также металлического ограждения данного балкона был выявлен и подтвержден в ходе выездной проверки. Заявителем наличие указанных недостатков, на необходимость устранения которых указано в предписании Администрации от 19.12.2018 N 12, не оспаривается и не опровергается. Устранение подобных нарушений, является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для Товарищества характер в силу действующего правового регулирования. Обстоятельств того, что спорные работы носят характер капитального ремонта по материалам настоящего дела не установлено, заявителем на наличие таковых не указано.
Содержание жилого дома должно быть направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений. Основная цель оспариваемого предписания заключается в пресечении какой-либо угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу.
Возложение на заявителя оспариваемым предписанием обязанности, предусмотренной законом, не нарушает права и законные интересы последнего в сфере экономической деятельности. По сути, в силу оспариваемого предписания Товарищество обязано выполнить мероприятия, направленные на надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от и постановление Второго арбитражного апелляционного суда по настоящему делу следует оставить без изменения.
Нарушения, либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ивановской области от 04.09.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А17-543/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регламентированы положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
...
Согласно пункту 10 Правила N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования (подпункты "а", "б").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф01-4601/19 по делу N А17-543/2019