г. Киров |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А17-543/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.04.2019 по делу N А17-543/2019, принятое судом в составе судьи Никифоровой Г.М.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Уют" (ОГРН 1093705000212, ИНН 3705063608)
к администрации Фурмановского муниципального района (ОГРН 1023701358988, ИНН 3705001560),
о признании недействительным предписания,
установил:
товарищество собственников жилья "Уют" (далее - заявитель, ТСЖ "Уют", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания администрации Фурмановского муниципального района (далее - ответчик, Администрация, надзорный орган) от 19.12.2018 N 12.
Решением суда от 09.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Товарищество настаивает на отсутствии у него обязанности по выполнению требуемых оспариваемым предписанием мероприятий, поскольку, считает, что деревянные поручни ограждения балкона и металлическое ограждение балкона к общему имуществу многоквартирного дома не относятся. Кроме того, заявитель полагает, что предписание не отвечает критерию исполнимости. Подробно позиция ТСЖ "Уют" изложена в апелляционной жалобе.
Администрация письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.05.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.05.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ответчик заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирном доме N 18 по улице Мичурина в городе Фурманов Ивановской области выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья, создано ТСЖ "Уют".
В период с 06.12 по 19.12.2018 надзорным органом на основании распоряжения от 04.12.2018 N 391-р в отношении Товарищества в рамках муниципального жилищного контроля проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 09.07.2018 N 5 сроком исполнения до 01.12.2018 (л.д.35-36).
В ходе проверочных мероприятий ответчиком установлен факт частичного исполнения предписания от 09.07.2018, констатировано невыполнение требования предписания о замене деревянных поручней ограждения балкона квартиры N 12 с выходом из комнаты и их последующего окрашивания атмосфероустойчивой краской, а также металлического ограждения балкона. Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 19.12.2018 N 37 с приложением фотоматериалов (л.д.39-43).
По результатам проведения проверки надзорный орган квалифицировал выявленные недостатки в содержании многоквартирного дома как нарушение со стороны Товарищества требований пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
19.12.2018 в адрес ТСЖ "Уют" выдано обязательное для исполнения предписание N 12, в соответствии с которым на Товарищество возложена обязанность в срок до 19.03.2019 устранить выявленные нарушения путем замены деревянных поручней балкона с выходом из комнаты квартиры N 12 с последующим окрашиванием атмосфероустойчивой краской, а также металлического ограждения балкона (л.д.48).
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании предписания Администрации недействительным.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности выданного ТСЖ "Уют" предписания, в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом муниципального контроля по итогам проведенной в отношении Товарищества внеплановой выездной проверки в рамках муниципального жилищного контроля. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у подателя жалобы не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом, в том числе управление товариществом собственников жилья.
Таким образом, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Из материалов настоящего дела следует, что собственниками помещений многоквартирного дома N 18 по улице Мичурина г. Фурманов Ивановской области выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, создано ТСЖ "Уют".
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом указанное товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, именно Товарищество является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества рассматриваемого многоквартирного дома.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регламентированы положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 названных Правил определен перечень общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (подпункт "в"); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (подпункт "г").
Согласно пункту 10 Правила N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования (подпункты "а", "б").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Пункт 9 Правил N 290 включает в перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, к числу которых отнесено выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках. При этом при выявлении повреждений и нарушений от обязанных лиц требуется разработка плана восстановительных работ (при необходимости) и непосредственно проведение восстановительных работ.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170, в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома.
Пунктом 4.2.4.2 данных Правил предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Согласно пункту 4.2.4.3 Правил N 170 отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу пункта 4.2.4.5 Правил N 170 металлические ограждения, сливы из черной стали, цветочные ящики должны периодически окрашиваться атмосфероустойчивыми красками. Цвет краски должен соответствовать указанному в колерном паспорте фасада.
Системный анализ изложенных положений норм действующего законодательства свидетельствует о том, что размещенные на фасаде дома металлические ограждения балконов и отдельные их элементы (поручни) входят в состав общего имущества многоквартирного дома, придавая такому дому определенный архитектурный облик. Иная позиция заявителя апелляционной жалобы противоречит указанным выше нормам.
Как установлено выше именно Товарищество несет ответственность за невыполнение обязательных требований и правил и обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Факт неудовлетворительного состояния деревянных поручней ограждения балкона с выходом из комнаты квартиры N 12 спорного дома, а также металлического ограждения данного балкона был выявлен и подтвержден в ходе выездной проверки. Заявителем наличие указанных недостатков, на необходимость устранения которых указано в предписании Администрации от 19.12.2018 N 12, не оспаривается и не опровергается.
Устранение подобных нарушений, вопреки мнению подателя жалобы, является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для Товарищества характер в силу действующего правового регулирования. Обстоятельств того, что спорные работы носят характер капитального ремонта по материалам настоящего дела не установлено, заявителем на наличие таковых не указано. Содержание жилого дома должно быть направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений. Основная цель оспариваемого предписания заключается в пресечении какой-либо угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу.
Возложение на заявителя оспариваемым предписанием обязанности, предусмотренной законом, не нарушает права и законные интересы последнего в сфере экономической деятельности. По сути, в силу оспариваемого предписания Товарищество обязано выполнить мероприятия, направленные на надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
С учетом изложенного у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Предписание Администрации от 19.12.2018 не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Оспариваемое предписание содержит описание выявленного нарушения и ссылку на подлежащие исполнению положения действующего законодательства и является реально исполнимым. Доводы Товарищества относительно невозможности исполнения оспариваемого предписания неосновательны, не подтверждены необходимыми и достаточными доказательствами.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал ТСЖ "Уют" в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.04.2019 по делу N А17-543/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.04.2019 по делу N А17-543/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-543/2019
Истец: ТСЖ "Уют"
Ответчик: Администрация Фурмановского муниципального района