Нижний Новгород |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А28-1005/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
акционерного общества "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат"
(ИНН: 4349006474, ОГРН: 1024301319756)
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2019,
принятое судьей Вихаревой С.М., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
по делу N А28-1005/2018,
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254 ОГРН: 1074345003963)
к акционерному обществу "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат"
(ИНН: 4349006474 ОГРН: 1024301319756)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,
по встречному иску акционерного общества "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат"
к министерству лесного хозяйства Кировской области
о признании недействительным одностороннего изменения размера арендной платы на основании уведомления от 14.12.2017
и установил:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 134 962 рублей задолженности по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 29.03.2010 N 20-31 (далее - договор), в том числе в федеральный бюджет - 53 556 рублей, в бюджет Кировской области - 81 406 рублей за период с 12.08.2016 по 29.04.2017.
Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области со встречным иском о признании недействительной сделкой одностороннего изменения Министерством размера арендной платы по договору на основании уведомления от 14.12.2017.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019, иск Министерства удовлетворен, встречные исковые требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Кассатор полагает, что размер арендной платы установлен в пункте 5 договора аренды и приложении 4 к нему, при этом определено, что к указанному размеру арендной платы применяется коэффициент 0,5 в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.
В нарушение условий договора аренды истец в одностороннем порядке изменил срок окупаемости проекта и соответственно размер арендной платы.
По мнению кассатора, суды дали ненадлежащую оценку доказательствам в отношении срока окупаемости проекта, в течение которого арендная плата должна исчисляться с применением понижающего коэффициента; не учли, что постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 450 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не подлежит применению к договорным отношениям, возникшим до его принятия.
Общество настаивает, что платежное поручение от 12.01.2009 N 4 не может являться надлежащим доказательством по делу, так как данный документ составлен не в целях реализации инвестиционного проекта, а в рамках осуществления обычной хозяйственной деятельности ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство возражало против доводов кассационной жалобы, указало на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, просило оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд округа удовлетворил ходатайство Министерства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, распоряжением Правительства Кировской области от 27.01.2010 N 12 утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация действующего производства" следующей концепции: "ежегодный объем выпуска древесно-стружечных плит до 130 тысяч кубических метров в год, паркетной доски до 340 550 квадратных метров в год, лыж до 340 тысяч пар, мебельного щита до 3 600 кубических метров, гнутоклееных изделий до 6 636 кубических метров".
В пункте 4 названного распоряжения указано, что в случае принятия решения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области лесов в течение срока окупаемости этого проекта (сто месяцев) к утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка будет применятся коэффициент 0,5.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.03.2010 N 173 инвестиционный проект Общества "Модернизация действующего производства" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
Департамент лесного хозяйства Кировской области (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 29.03.2010 N 20-31, по условиям которого арендодатель обязался предоставить для реализации проекта, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 4104 гектара, местоположение: Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Песковское участковое лесничество, кварталы: 6, 11, 22, 28, 50, 110; условный номер 43-43-01/353/2008-209, учетная запись в государственном лесном реестре N 20.5-2008-04 (пункты 1, 2 договора).
Согласно пункту 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью договора).
В силу пункта 4 договора лесной участок передается арендатору для использования в целях и в объемах согласно приложению 3 к договору.
На основании Постановления N 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по настоящему договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться коэффициент 0,5.
Срок окупаемости проекта по договору установлен сто месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта (пункт 5 договора).
Сроки и размеры внесения арендной платы согласованы в пункте 6 договора.
В пункте 7 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия древесины и товарной структуры лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок, согласно проекту освоения лесов на арендуемом лесном участке.
При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано, с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
В случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования лесным участком.
Подпунктом "ф" пункта 11 договора на арендатора возложена обязанность представлять в департамент промышленного развития Кировской области один раз в год, не позднее 1 февраля, отчет о ходе реализации проекта по формам и в объеме, установленными действующим законодательством, а также ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации проекта.
Срок действия договора аренды определен сторонами в 49 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора). Договор зарегистрирован 24.05.2010 за номером 43-43-01/297/2010-491.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 29.03.2010.
Дополнительными соглашениями от 03.02.2011 N 1, от 28.07.2016 N 2 стороны изменили виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке, а также ежегодный размер арендной платы. Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном порядке.
Арендная плата вносилась Обществом в соответствии с указанными дополнительными соглашениями с учетом нормативно установленной индексации ставок платы за соответствующие периоды.
Общество 07.11.2014 направило в адрес Правительства Кировской области заявку о внесении изменений в инвестиционный проект "Модернизация действующего производства", предложив актуализировать концепцию проекта с целью изменения видов продукции, объемов производства, инвестиций и сроком окупаемости на 7 лет 7 месяцев; в качестве продукта измененного инвестиционного проекта заявлена OSB плита, применяемая в малоэтажном домостроении.
Распоряжением Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Кировской области от 25.10.2016 N 61) утверждена заявка Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект. Установлены следующие показатели измененного инвестиционного проекта: срок реализации проекта (простой срок окупаемости) - 91 месяц, в течение которого к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка будет применяться коэффициент 0,5; обязательства ответчика в рамках реализации измененного проекта, создание мощностей по производству OSB плиты - 150 тысяч кубических метров в год.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации письмом от 31.05.2016 N 33130/13 уведомило Правительство Кировской области о согласовании вносимых изменений в указанный инвестиционный проект Общества по прилагаемым показателям до и после корректировки, в частности: по сроку окупаемости - 7 лет 7 месяцев, видам продукции и объемам производства (плиты OSB - 150 тысяч кубических метров).
В письме от 14.12.2017 N 7749-58-01-27 Министерство известило Общество о том, что срок окупаемости инвестиционного проекта истек 31.07.2016, в связи с чем, размер арендной платы с 01.01.2016 составляет 145 704 рубля, с 01.08.2016 составляет 256 439 рублей, с 01.01.2017 составляет 270 787 рублей, с 01.01.2018 составляет 389 143 рубля, с 01.01.2019 составляет 426 802 рубля.
В претензии от 22.12.2017 N 8057-58-07-12 истец потребовал у Общества погасить задолженность по арендной плате за период с 01.08.2016 по 31.12.2016, по срокам с 15.02.2017 по 15.12.2017 в сумме 270 604 рублей 50 копеек в течение десяти календарных дней с момента получения претензии.
В соответствии с расчетом истца с учетом уточнения им срока окончания окупаемости инвестиционного проекта (11.08.2016) и произведенной ответчиком частичной уплаты арендных платежей, задолженность Общества составила в общей сумме 134 962 рубля за период с 12.08.2016 по 29.04.2017, что явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По смыслу статей 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование этим имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей использования лесов (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения спорного договора, в случая реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. В пункте 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5. Аналогичное условие содержится в пункте 5 договора аренды лесного участка от 01.04.2010 N 23-3.
По мнению кассатора, указанный коэффициент должен применяться для расчета арендных платежей в течение ста месяцев, предусмотренных в пункте 5 договора, в качестве срока окупаемости инвестиционного проекта.
Окружной суд рассмотрел довод кассатора о незаконном сокращении истцом срока окупаемости инвестиционного проекта и признал его несостоятельным и основанным на неверном толковании закона.
В силу Постановления N 310 понижающий коэффициент к арендной плате за использование лесного участка применяется на срок окупаемости инвестиционного проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
Срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение (статья 1 Федерального закона N 39-ФЗ).
Из буквального толкования поименованных норм следует, что срок окупаемости инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в проект и не связан с другими фактами, сопутствующими реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (действовавшего на момент направления ответчику уведомления от 14.12.2017) срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливался в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.
Таким образом, в силу закона определение указанного срока связано с объективными данными, обозначенными в заявке и в инвестиционном проекте, и не может производиться в отрыве от данных документов и основываться исключительно на принципе свободы договора.
Показатели инвестиционного проекта в целях его включения в состав приоритетных должны быть утверждены уполномоченным органом. Распоряжением Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 удовлетворена заявка Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект, в частности, срок окупаемости проекта, как один из показателей измененного инвестиционного проекта, установлен в 7 лет 7 месяцев. Указанный срок обозначен в инвестиционной концепции, приобщенной к материалам дела, и согласован Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Правовых основанием для установления иного срока окупаемости инвестиционного проекта не имеется, ответчик таковых не обозначил.
В силу принципа регулируемости арендной платы за использование лесных ресурсов, закрепленного в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение инвестиционного проекта на стадии его реализации не должно повлечь создание на стороне арендатора необоснованных льгот и преимуществ.
При изложенных обстоятельствах указание в договоре иного срока окупаемости инвестиционного проекта не может служить основанием для уменьшения размера арендных платежей за пределами сроков, обозначенных в инвестиционном проекте.
Вопреки доводам кассатора окончание срока применения льготного коэффициента обозначено в нормативном акте, а именно в пункте 1(2) Постановления N 310. Наступление такого срока не зависит от волеизъявления сторон и не является изменением условий договора.
Оценив по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание факт заключения сторонами договора аренды лесного участка в 2010 году на стадии реализации инвестиционного проекта, последующее изменение инвестиционного проекта в части сроков окупаемости по заявке ответчика, а также платежное поручение от 12.01.2009 N 4, свидетельствующее о первом перечислении денежных средств в рамках реализации инвестиционного проекта в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВК-Инжиниринг" с назначением платежа "Оплата по договору от 17.07.2008 N 9/18-2008/342 за обследование технического состояния оборудования", суды обеих инстанций обоснованно признали 12.01.2009 датой начала финансирования инвестиционного проекта. При этом суды учли наличие ссылки на поименованное платежное поручение в реестре документов, подтверждающих объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства" ОАО "НЛК" на 31.12.2015. Доказательств фальсификации данной документации, реестров иного содержания за те же периоды, а также доказательств того, что оплата по платежному поручению от 12.01.2009 N 4 ООО "ВК-инжиниринг" производилась в рамках обычной хозяйственной деятельности, в материалы дела не представлено.
При данных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что срок окупаемости инвестиционного проекта продолжительностью 7 лет и 7 месяцев истек 11.08.2016, в связи с чем с 12.08.2016 Общество утратило право на применение понижающего коэффициента 0,5.
Проверив представленный Министерством расчет задолженности, суды установили, что он произведен в соответствии с Постановлением N 310 с учетом сложившегося в Кировской области среднего коэффициента повышения арендной платы на день окончания срока окупаемости проекта - 1,76, и в отсутствие доказательств внесения Обществом в спорный период арендной платы по договору, обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца 134 962 рубля. Контррасчет ответчик не представил.
Вопреки доводам кассатора суды, руководствуясь принципом регулируемости платы за изъятие древесины, правомерно учли при определении размера регулируемой арендной платы за спорный период постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 450 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как оно подлежит применению с момента его принятия.
При изложенных обстоятельствах окружной суд поддержал вывод судов нижестоящих инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречного иска Общества о признании недействительной сделкой уведомления арендодателя об изменении размера арендной платы после истечения срока реализации инвестиционного проекта.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А28-1005/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" (ИНН: 4349006474, ОГРН: 1024301319756) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассатора окончание срока применения льготного коэффициента обозначено в нормативном акте, а именно в пункте 1(2) Постановления N 310. Наступление такого срока не зависит от волеизъявления сторон и не является изменением условий договора.
...
Проверив представленный Министерством расчет задолженности, суды установили, что он произведен в соответствии с Постановлением N 310 с учетом сложившегося в Кировской области среднего коэффициента повышения арендной платы на день окончания срока окупаемости проекта - 1,76, и в отсутствие доказательств внесения Обществом в спорный период арендной платы по договору, обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца 134 962 рубля. Контррасчет ответчик не представил.
Вопреки доводам кассатора суды, руководствуясь принципом регулируемости платы за изъятие древесины, правомерно учли при определении размера регулируемой арендной платы за спорный период постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 450 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как оно подлежит применению с момента его принятия."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2019 г. N Ф01-4262/19 по делу N А28-1005/2018