Нижний Новгород |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А28-890/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019
по делу N А28-890/2019
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области
к индивидуальному предпринимателю Казенину Илье Владимировичу
(ИНН: 434587215349, ОГРНИП: 317435000012835)
о взыскании штрафа
и установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к индивидуальному предпринимателю Казенину Илье Владимировичу (далее - Предприниматель) о взыскании 240 000 рублей штрафа за нарушение обязательств по государственному контракту от 10.02.2018 N 41 на выполнение работ по разработке Лесного плана Кировской области.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 05.04.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Представленные в дело документы подтверждают, что Предприниматель ненадлежащим образом выполнил обязательства по контракту, что является основанием для начисления штрафа в размере 240 000 рублей. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство (заказчик) и Предприниматель (подрядчик) заключили государственный контракт от 19.02.2018 N 41 на выполнение работ по разработке Лесного плана Кировской области.
В силу пункта 1.2 контракта работы выполняются подрядчиком в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и календарным планом работ (приложение N 2 к контракту).
Согласно пункту 2.2.5 контракта, пунктом 1 технического задания (приложение N 1 к контракту) работы выполняются поэтапно. Первый этап - подготовка проекта; второй этап - доработка проекта с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц при ознакомлении с проектом; третий этап - доработка проекта в случае получения на проект отрицательного заключения Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз); четвертый этап - доработка проекта в случае получения на него замечаний при согласовании заказчиком в Правительстве Кировской области проекта указа Губернатора Кировской области.
Сроки выполнения работ определены в пункте 2.3 контракта, в пункте 1 технического задания, в календарном плане
В соответствии с пунктом 3.6 контракта в случае поступления отрицательного заключения на проект из Рослесхоза заказчик направляет подрядчику проект на доработку по акту передачи отрицательного заключения Рослесхоза. Подрядчик в срок не более 30 календарных дней с момента поступления к нему акта передачи отрицательного заключения Рослесхоза дорабатывает проект без дополнительной оплаты в пределах установленной контрактом цены.
Доработанный проект представляется подрядчиком заказчику по акту сдачи-приемки выполненных работ на ознакомление (приложение N 3 к контракту) для подготовки и согласования заказчиком с Правительством Кировской области проекта указа губернатора Кировской области "Об утверждении Лесного плана Кировской области" (пункт 3.7 контракта).
В пункте 7.3 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных пунктами 5.4.9 - 5.4.12 пункта 5.4 контракта, подрядчик выплачивает заказчику штраф. Штраф выплачивается в размере 10 процентов от цены контракта, что составляет 240 000 рублей (пункт 7.5 контракта).
Министерство 11.10.2018 направило проект лесного плана с приложениями в Рослесхоз для получения заключения.
Согласно протоколу заседания комиссии Рослесхоза от 07.11.2018 N НК-14/486-опер в положительном заключении на проект лесного плана отказано.
Копия протокола от 07.11.2018 N НК-14/486-опер передана Министерством по акту передачи отрицательного заключения Рослесхоза от 20.11.2018 Предпринимателю.
По акту от 11.12.2018 Министерство передало Предпринимателю копию предложений и замечаний Рослесхоза, направленных в электронном виде 11.12.2018.
Проект лесного плана с изменениями передан Министерству по акту сдачи-приемки выполненных работ на ознакомление от 20.12.2018 N 03/2.
Проект лесного плана получил положительное заключение Рослесхоза (письмо от 25.12.2018 N НК-06-27/22026).
Работы по контракту на сумму 2 400 000 рублей приняты заказчиком по акту сдачи-приемки выполненных работ от 25.12.2018, в пункте 2 которого отражено, что фактическое качество выполненных работ соответствует требованиям контракта.
Выполненные работы по контракту оплачены в полном объеме платежным поручением от 26.12.2018.
Министерство направило Предпринимателю претензию от 18.12.2018 об оплате штрафа в размере 240 000 рублей, ссылаясь на несоответствие проекта лесного плана требованиям законодательства.
Претензия оставлена Предпринимателем без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 329, 763 Кодекса, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), суд первой инстанции признал недоказанным факт ненадлежащего выполнения ответчиком обязательств по контракту и отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статей 309 и 310 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В силу пункта 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В статье 763 Кодекса предусмотрено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Штрафы в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлена в пункте 7.5 контракта в виде штрафа в размере 10 процентов от его цены.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что в соответствии с условиями контракта работы были сданы подрядчиком после устранения замечаний, заказчиком приняты и оплачены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что у Министерства не имелось оснований для начисления штрафа за ненадлежащее исполнение Предпринимателем обязательств по контракту.
На основании изложенного суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении иска.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу N А28-890/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 763 Кодекса предусмотрено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Штрафы в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 октября 2019 г. N Ф01-5013/19 по делу N А28-890/2019