Нижний Новгород |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А28-14376/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Анисимовой Э.А. (доверенность от 16.10.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.03.2019 и на
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019
по делу N А28-14376/2018
по заявлению акционерного общества "Тандер"
(ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549)
о признании частично недействительным предписания
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области
и установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным пунктов 5, 9, 12, 17, 25, 33, 44, 46, 53, 55, 57, 58 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - Управление, надзорный орган) от 24.07.2018 N 291/1/1.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, Обществом были соблюдены требования действующего законодательства в области пожарной безопасности, предъявляемых к ширине эвакуационных проходов. Нарушение требований СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), не может быть вменено в вину Общества, поскольку названный Свод правил является документом добровольного характера и его нормы не обязательны для применения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве возразило относительно доводов заявителя, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период 02.07.2018 по 20.07.2018 на основании распоряжения (приказа) от 07.06.2018 N 291 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Кирова Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - ОНДПР г. Кирова) в отношении АО "Тандер" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности в магазинах, находящихся во владении и пользовании Общества. Данная проверка проведена с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений в соответствии с ежегодным сводным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на год. Проверка проведена в помещениях магазинов, находящихся в пользовании и владении заявителя.
В ходе проведения проверки надзорным органом установлено нарушение Обществом, в том числе, требований статьи 53, части 1 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ, подпункта "б" пункта 23 Правил N 390, пункта 7.2.4 СП 1.13130.2009, что выразилось в необеспечении надлежащей ширины основных эвакуационных проходов в торговых залах магазинов города Кирова, а именно:
- по улице Калинина, 2а: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 210 квадратных метров составляет менее двух метров (от 0,96 метра);
- по улице Горького, 33: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 307,10 квадратного метра составляет менее двух метров (от 1,1 метра);
- по улице Приозерная, 18: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 353,1 квадратного метра составляет менее двух метров (от 1,2 метра);
- по улице Пионерская, 8: ширина основного эвакуационного прохода в торговом зале площадью 354 квадратных метра составляет менее двух метров;
- по улице Боровая, 22: ширина основного эвакуационного прохода в торговом зале площадью 4094 квадратных метра составляет менее 2,5 метра;
- по улице Свободы, 137: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 317 квадратных метров составляет менее двух метров (ширина наименьшего прохода составляет 1,04 метра);
- по улице Милицейская, 11: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 279 квадратных метров составляет менее двух метров (ширина наименьшего прохода составляет 1 метр);
- по улице Большева, 11: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале при площади торгового зала 341 квадратный метр составляет менее двух метров (по факту от 1,1 до 1,8 метра);
- по улице Добролюбова, 21: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 204 квадратных метра составляет менее двух метров (по факту от 1,2 до 1,4 метра);
- в переулке Вершининский, 1/1: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 311 квадратных метров составляет менее двух метров (по факту от 1,2 до 1,6 метра);
- по улице К. Либкнехта, 37: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 316,7 квадратных метра составляет менее двух метров (фактически от 1,5 до 1,65 метра);
- по улице К. Либкнехта, 37, (Магнит-Косметик): ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале площадью 320,5 квадратных метра составляет менее двух метров (фактически от 1,4 м до 1,95 м).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.07.2018 N 291.
Управление выдало АО "Тандер" обязательное для исполнения предписание от 24.07.2018 N 291/1/1, пунктами 5, 9, 12, 17, 25, 33, 44, 46, 53, 55, 57, 58 которого на Общество возложена обязанность в срок до 01.07.2018 устранить указанные нарушения требований в области пожарной безопасности.
Общество не согласилось с названными пунктами предписания и обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) муниципального контроля", от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", N 69-ФЗ, 123-ФЗ, 184-ФЗ, Правилами N 390, СП 1.13130.2009, суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания надзорного органа в оспариваемой части и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Частью 1 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
С 01.05.2009 введен в действие Свод правил СП 1.13130.2009.
В пункте 1.1 СП 1.13130.2009 установлено, что настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Пунктом 7.2.4 СП 1.13130.2009 определено, что ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее двух метров при торговой площади от 150 до 400 квадратных метров.
При этом площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла в площадь основных эвакуационных проходов не включается.
Суды установили, что ширина основных эвакуационных проходов в торговых залах спорных магазинов, которыми владеет и пользуется АО "Тандер", не соответствует указанным требованиям СП 1.13130.2009.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные участвующими в деле лицами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что требования пунктов 5, 9, 12, 17, 25, 33, 44, 46, 53, 55, 57, 58 предписания надзорного органа от 24.07.2018 N 291/1/1 соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Довод АО "Тандер" о том, что нарушение требований СП 1.13130.2009 не может быть вменено в вину Общества, поскольку названный Свод правил является документом добровольного характера и его нормы не обязательны для применения, подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Суды обоснованно указали, что исходя из приведенных норм действующее законодательство в области пожарной безопасности под добровольностью применения сводов правил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что на спорных объектах защиты был произведен расчет по оценке пожарного риска, суды правильно сочли, что АО "Тандер" обязано исполнять в полном объеме требования, приведенные в СП 1.13130.2009.
Таким образом, вывод судов о том, что несмотря на наличие разработанного для АО "Тандер" и согласованного в МЧС России СТО ВНПБ 70-17, Общество не освобождено от обязанности по соблюдению нормативных требований в области противопожарной безопасности, в том числе пункта 7.2.4 СП 1.13130.2009, является верным.
Ссылка Общества на то, что в ходе проведения проверки объектов АО "Тандер" замеры ширины производились между стеллажами полок; проход между стеллажами является путем эвакуации, а не эвакуационным проходом, правомерно отклонена судами в силу следующего.
Из системного толкования положений пунктов 37, 120 Правил N 390 следует, что под эвакуационными проходами в торговом зале понимаются проходы между торговым оборудованием, ведущие к путям эвакуации и эвакуационным выходам.
Суды установили, что в рассмотренном случае при проведении проверки замерялись проходы, связывающие проходы между торговым оборудованием с эвакуационными выходами из торгового зала, что соответствует Правилам N 390.
Оспариваемое предписание содержит описание выявленного нарушения и ссылку на подлежащие исполнению положения действующего законодательства, направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, предоставляет непосредственно нарушителю право выбора способа устранения имеющихся нарушений.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А28-14376/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Частью 1 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
...
В пункте 1.1 СП 1.13130.2009 установлено, что настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 октября 2019 г. N Ф01-4952/19 по делу N А28-14376/2018