Нижний Новгород |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А29-16609/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2019,
принятое судьей Басмановым П.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу N А29-16609/2018
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения
Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр"
(ИНН: 1101487382, ОГРН: 1021100510419)
о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения
Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
и установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) в рассмотрении претензий от 19.07.2018, выраженном в письмах от 29.08.2018 N 07-18к/3642к, от 12.09.2018 N 07-18/4571 и от 23.11.2018 N 07-18/5843, а также об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает, что обязанность территориального фонда обязательного медицинского страхования рассмотреть претензию не является безусловной, поскольку ей корреспондируют встречные обязанности медицинской организации по предоставлению обязательных документов. Несоблюдение медицинской организацией требований к порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230), является основанием для отказа в их рассмотрении. Вывод судов о том, что отсутствие материалов внутреннего контроля не указывалось Фондом в качестве причины оставления претензий без рассмотрения, противоречит письмам от 29.08.2018 и 12.09.2018, в которых указано, что Учреждением не соблюден пункт 73 Порядка N 230 в части обязательности направления претензии вместе с необходимыми документами. Кроме того, суды не приняли во внимание другие нарушения, допущенные Учреждением при подаче в Фонд претензий: подпись должностного лица Учреждения в претензиях не заверена печатью медицинской организации; не представлены документы, подтверждающие полномочия должностного лица; в претензиях отсутствует дата их составления. Указанные нарушения, по мнению Фонда, являются существенными, а их неустранение может свидетельствовать о фальсификации и недействительности претензий. Подробно доводы Фонда приведены в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу от 26.09.2019 с доводами Фонда не согласилось, указав на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
Дополнительные документы, приложенные к отзыву на кассационную жалобу (решения Фонда от 23.08.2019 N 21 и 22, принятые по результатам рассмотрения претензий Учреждения от 12.03.2019), не могут быть приняты во внимание судом округа, так как согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и постановления, и не исследует новые доказательства.
В ходатайстве от 27.09.2019 Учреждение заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "РГС-Медицина" провело экспертизы качества оказания Учреждением медицинской помощи за периоды с 17.12.2017 по 25.12.2017 и с 02.01.2018 по 12.01.2018, результаты которых отразило в актах от 20.06.2018 N 1092-2018/2177805 и 1092-2018/2177723 (получены Учреждением 04.07.2018).
Учреждение 19.07.2018 направило в Фонд претензии с просьбой провести реэкспертизы оценки качества медицинской помощи по двум случаям.
Письмами от 29.08.2018 N 07-18к/3642к, от 12.09.2018 N 07-18/4571 и от 23.11.2018 N 07-18/5843 Фонд отказал в рассмотрении претензий, в связи с их несоответствием предъявляемым требованиям.
Учреждение не согласилось с отказами Фонда в рассмотрении претензий и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 12 части 7 статьи 34, статьей 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 38, 41, 42, 73 Порядка N 230, ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 N 2004-ст, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о необоснованном отказе Фонда в рассмотрении претензий.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В части 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Согласно частям 2 и 3 статьи 42 Закона N 326-ФЗ претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд, который в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
В пункте 73 Порядка N 230, действовавшего на момент направления претензии, предусмотрено, что медицинская организация обязана предоставить в территориальный фонд обязательного медицинского страхования: а) обоснование претензии; б) перечень вопросов по каждому оспариваемому случаю; в) материалы внутреннего контроля по оспариваемому случаю.
Рекомендуемый образец формы письменной претензии утвержден в Приложении N 9 Порядка N 230.
Суды установили, что письмом от 19.07.2018 N 01-09/2187 Учреждение направило в адрес Фонда претензии с требованием провести реэкспертизы оценки качества медицинской помощи по двум выявленным нарушениям, приложив к ним копии реестров актов экспертизы качества медицинской помощи, актов экспертизы качества медицинской помощи, экспертных заключений и актов разногласий.
Сопроводительное письмо и претензии подписаны и.о. главного врача Ратушняком Г.Б.
В претензиях содержится указание на даты и номера актов экспертизы, номера полисов обязательного медицинского страхования, суммы взаиморасчета, суммы, которые медицинская организация считает необоснованными, отражены замечания эксперта (выявленные дефекты) и обоснование несогласия с мнением эксперта.
Претензии направлены в срок, установленный частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для оставления претензий без рассмотрения.
Доводы Фонда, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного исследования в судах обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлине, связанной с подачей кассационной жалобы, не рассматривался, поскольку Фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А29-16609/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В части 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Согласно частям 2 и 3 статьи 42 Закона N 326-ФЗ претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд, который в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
...
Претензии направлены в срок, установленный частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 октября 2019 г. N Ф01-4772/19 по делу N А29-16609/2018