Нижний Новгород |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А79-10012/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Журавлевой С.З., доверенность от 25.06.2019,
Перцевой О.Н., доверенность от 29.12.2018,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.03.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019
по делу N А79-10012/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Цветковой Надежды Валерьевны
(ИНН: 212911983960, ОГРНИП: 304212917500019)
о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой
службы по города Чебоксары от 06.07.2018 N 32361 и об обязании возвратить
излишне взысканные страховые взносы
и установил:
индивидуальный предприниматель Цветкова Надежда Валерьевна (далее - Предприниматель, ИП Цветкова Н.В.) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по города Чебоксары (далее - налоговый орган, Инспекция) от 06.07.2018
N 32361 и об обязании произвести перерасчет и возвратить излишне взысканные страховые взносы в сумме 153 596 рублей 40 копеек, пени в сумме 148 рублей 48 копеек.
Решением суда от 15.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права. По мнению Инспекции, из системного толкования статей 41, 248, 249, 250, 346.15, 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок, выраженная в суммовом выражении без учета расходов. Проведение аналогии между общей и упрощенной системами налогообложения невозможно, в связи с чем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен Кодексом только в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц. Данное письмо было предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ18-273 и признано соответствующим Кодексу. Суд первой инстанции неправомерно указал на то, что положения подпункта 4 пункта 9 статьи 430 Кодекса идентичны положениям пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в части порядка определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями налогового органа в судебном заседании.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, отзыв на кассационную жалобу не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ИП Цветковой Н.В.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ИП Цветкова Н.В. в 2017 году применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Согласно представленной Предпринимателем 24.04.2018 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, доходы составили 19 408 025 рублей, расходы - 18 087 629 рублей.
ИП Цветкова Н.В. уплатила 10 204 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 процента от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, уменьшенного на величину понесенных расходов.
Инспекция посчитала, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат исчислению Предпринимателем без учета расходов, в связи с чем страховые взносы на обязательное пенсионное составили 187 200 рублей, в том числе 163 800 рублей - взносы на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей.
С учетом произведенных налогоплательщиком платежей налоговый орган выставил Предпринимателю требование от 06.07.2018 N 32361, в котором предложил в срок до 27.07.2018 в добровольном порядке уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 153 596 рублей 40 копеек и пени в сумме 148 рублей 48 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 16.08.2018 N 229 жалоба налогоплательщика на указанное требование оставлена без удовлетворения.
Предприниматель посчитал требование Инспекции незаконным и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 69, 75, 346.14 - 346.16, 419, 420, 430 Кодекса, Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, суд первой инстанции пришел к выводу, что база для исчисления страховых взносов подлежит определению с учетом произведенных расходов, в связи с чем признал требование Инспекции недействительным и обязал налоговый орган возвратить налогоплательщику излишне взысканную сумму страховых взносов.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из пункта 1 статьи 346.14 Кодекса объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 346.14 Кодекса).
При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса (пункт 1 статьи 346.15 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов (далее в главе 34 Кодекса - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса (подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, суды правомерно указали, что для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что подлежащая к уплате сумма определена Предпринимателем исходя из задекларированной суммы доходов, уменьшенной на указанную в декларации по упрощенной системе налогообложения сумму расходов.
Налогоплательщик исполнил обязанность по уплате страховых взносов в размере 1 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, до выставления оспариваемого требования Инспекции.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для выставления требования об уплате страховых взносов за 2017 год и обосновано удовлетворили заявленное Предпринимателем требование.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора, отклоняется судом округа. Принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в связи с чем изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению в рассматриваемой ситуации, что подтверждается пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
Ссылка Инспекции на письмо Министерства финансов России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 и решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 правомерно признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку в решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что данное письмо Министерства финансов России не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел. При этом решение Верховного Суда Российской Федерации не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
Ошибочное указание судом первой инстанции на идентичность положений подпункта 4 пункта 9 статьи 430 Кодекса и пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ не привело к принятию неправильного судебного акта.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А79-10012/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Инспекции на письмо Министерства финансов России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 и решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 правомерно признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку в решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что данное письмо Министерства финансов России не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел. При этом решение Верховного Суда Российской Федерации не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
Ошибочное указание судом первой инстанции на идентичность положений подпункта 4 пункта 9 статьи 430 Кодекса и пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ не привело к принятию неправильного судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 октября 2019 г. N Ф01-5240/19 по делу N А79-10012/2018