Нижний Новгород |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А29-9025/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019
по делу N А29-9025/2017
по заявлению Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз"
(ОГРН: 1021101124142, ИНН: 1121001681)
о признании недействительным предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 09.06.2017 N 947-п
и установил:
Эжвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба, надзорный орган) от 09.06.2017 N 947-п.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 13.03.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды неверно истолковали статьи 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39, 154, 156, 158, 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, не учли, что в рассматриваемом случае Предприятие не увеличивало плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), а предъявило к возмещению расходы, фактически понесенные им при выполнении обязательных работ, связанных с содержанием МКД. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили. Отзыв на жалобу не представлен.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.05.2017 N 947-л надзорный орган провел в отношении Предприятия внеплановую выездную проверку по вопросу выставления платежных документов к оплате собственникам МКД за проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.
В ходе проведенной проверки было установлено, что Предприятие в нарушение жилищного законодательства выставило собственникам помещений 177 многоквартирных домов платежные документы на возмещение затрат за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования без согласования с собственниками помещений многоквартирных домов данных работ и их стоимости, что отражено в акте проверки от 09.06.2017 N 947-а.
Служба выдала Предприятию предписание от 09.06.2017 N 947-п с требованием отменить необоснованно выставленные собственникам помещений 177 МКД платежные документы на возмещение затрат за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования согласно приложенному к данному предписанию списку адресов многоквартирных домов, а также возвратить собственникам помещений в многоквартирных домах, оплатившим Предприятию предъявленные отдельными платежными документами суммы на возмещение затрат за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования.
Не согласившись с указанным предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 64, 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39, 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспаривая законность предписания надзорного органа, заявитель жалобы ссылается на решение Эжвинского районного суда города Сыктывкара от 16.03.2016 по делу N 33-3861/2016, согласно которому Предприятие обязано организовать проверку (диагностику) технического состояния внутридомового газового оборудования в перечисленных в решении суда МКД с привлечением специализированных организаций, а также провести собрание собственников, на котором поставить вопрос о необходимости выполнения диагностики внутридомового газового оборудования и согласовании расходов на проведение данных работ.
Суды установили, что Предприятие, во исполнение указанного решения суда, заключило с ООО "Эгида" договор от 16.01.2017 N 993ЦП/2016 на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, стоимость которых составила 9 532 040 рублей.
Полагая, что работы по диагностированию внутридомового газового оборудования не входят в перечень работ и услуг, предусмотренных действующими договорами управления, расходы на их проведение не предусмотрены действующим тарифом, заявитель организовал общее собрание собственников в МКД. Поскольку собственниками жилых помещений МКД решения о возмещение данных расходов не были приняты, Предприятие выставило платежные документы на возмещение затрат на техническое диагностирование газового оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации.
Согласно части 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления. Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей), а также дополнительных работ и услуг на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо исключений из данного правила, допускающих одностороннее и самостоятельное изменение управляющей (обслуживающей) организацией такой платы. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение возможности управляющей (обслуживающей) организации по одностороннему, необоснованному, по своему собственному усмотрению изменению платы.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что у Предприятия отсутствовали основания для включения в платежный документ платы за проведение спорных работ, и установив, что оспариваемое предписание надзорного органа соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, правомерно отказали Предприятию в удовлетворении требования о признании его недействительным.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Довод Предприятия о неверном толковании судами норм материального права отклонен судом округа, поскольку иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 по делу N А29-9025/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Эжвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
...
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо исключений из данного правила, допускающих одностороннее и самостоятельное изменение управляющей (обслуживающей) организацией такой платы. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение возможности управляющей (обслуживающей) организации по одностороннему, необоснованному, по своему собственному усмотрению изменению платы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2019 г. N Ф01-5069/19 по делу N А29-9025/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5069/19
04.06.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3483/19
13.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9025/17
04.07.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9025/17